Когда-то Гёте сказал, что для полного узнавания поэта необходимо посетить его родину. И такая возможность – посетить родовое гнездо русского гения – у нас, живущих в XXI веке, есть во многом благодаря тому, что в 1917 году на сходе тарханские крестьяне постановили: «Дом, сад и экономические постройки оставить нетронутыми из чувства глубокой любви к поэту М.Ю. Лермонтову».
В прошедшем году, объявленном в России Годом культуры, случился двойной юбилей – 200 лет со дня рождения Лермонтова и 75 лет самому музею.
Сегодня на вопросы «ЛГ» отвечает директор музея Тамара МЕЛЬНИКОВА.
– В дни испытаний Россия всегда обращалась за помощью к великим сынам своим. Каково место М.Ю. Лермонтова в этом строю?
– Полагаю, не последнее. Достаточно вспомнить, как «панфиловцы» шли в бой со словами: «...ребята, не Москва ль за нами?», а солдаты-новобранцы из Пензы и Пензенской области перед отправкой на фронт ехали в Тарханы и у могилы Лермонтова давали клятву верности Отечеству; они покупали открытки и хранили их в военных испытаниях как реликвии. Об этом писал поэт Рыленков. И таких эпизодов, верно, было немало. Сейчас я поставила бы имя Лермонтова на одно из первых мест. Почему? Да потому, что и сам поэт, и его творчество – воплощение любви к России, которая, по отзыву Добролюбова, была «истинной, святой и разумной». И на личном примере поэта, и на его произведениях можно и нужно воспитывать современников. Горькая правда в его стихах – не от презрения, а от боли за свою страну. И мы знаем, что он никому из иностранцев не позволял дурно говорить о своей Родине. Прочтите его стихотворение «Опять народные витии…» Очень важно знать нашим современникам и о том, что Лермонтов, боевой офицер, участвовал в войне на Кавказе и писал о ней. Но в этих произведениях мы не найдём и следа ненависти, мстительности, злобы и жестокого неприятия врага. Он хорошо узнал своего противника: его культуру, боевое искусство, знал, насколько эти люди свободолюбивы, и не мог отказать в праве защищать свой дом. Как нормальный человек он ненавидел кровопролитие, но как офицер понимал, что и он защищает интересы России. И в этих жестоких обстоятельствах он сумел сохранить свою душу и свой великий дар. В творчестве Лермонтова много того, в чём мы сейчас остро нуждаемся. Например, в стихотворении «Ребёнку» поэтично и ненавязчиво изложена целая программа воспитания, а в «Песне про купца Калашникова» воспеты как высшие ценности семейная честь, её чистота, преданность, за которую главный герой идёт на смерть.
– Тамара Михайловна, вот уже 47-й год вы возглавляете музей М.Ю. Лермонтова «Тарханы». Это – любовь?
– Да, это любовь, но не внезапная вспышка, а чувство, которое рождалось вместе с узнаванием Лермонтова, чувство, выстраданное заботами о сохранении его родной усадьбы и незапятнанности его имени. Боже, сколько же написано и сказано о нём дурного и несправедливого! Не только для меня, но и для моего мужа Лермонтов стал частью жизни. Его любовь к России, искренность, честность, о чём писали современники («Если Лермонтов так заявил, то это значит, так оно и было: он никогда не лгал, ложь была чужда ему»), его активная деятельная позиция представляются мне отличительными чертами, которые присущи только Лермонтову. Это притягивает и поддерживает нас в житейских трудностях.
– Музей «Тарханы» – не единственный музей русского гения у нас в стране, и у каждого из них «своё лицо»...
– Да, в стране пять прекрасных музеев поэта. Но у нас – заповедник, и это очень важно. Все бьются хоть за небольшую территорию. А у нас – 200 гектаров! Это даёт возможность рассказать о Лермонтове так, чтобы люди поняли, в конце концов, откуда он взялся. «Тарханы» – не просто живой музей, а живущий в традициях усадебной культуры XIX века, которые воспитали Лермонтова – патриота родной страны. Именно поэтому для многих, побывавших в Тарханах, поэт стал ближе, реальнее, понятнее. Нет смысла описывать, что именно мы делаем. Сюда надо просто приехать и увидеть. И ещё. Меня давно расстраивает то, что Лермонтов как бы разделён между музеями, в каждом из которых рассказывают о его конкретной связи с определённым географическим местом. И вот со строительством музейно-просветительского центра нам удалось создать новую экспозицию «Этапы короткого пути». Она дала возможность рассказать о его жизни и творчестве в максимально полном объёме.
– В «Тарханах» при вашем активном участии вручается ежегодная литературная премия М.Ю. Лермонтова. Что ещё вы намерены делать для сохранения великого русского языка в Год литературы?
– Мы будем продолжать работу, которой занимались все прошедшие 75 лет существования музея. Знаете, музей – очень тонкая, нежная материя, не терпит резких движений, необдуманности, лихачества. Всё, что происходит в музее (реставрация экспонатов, архитектурных и ландшафтных памятников), требует аккуратности и бережливости. И всё надо сохранить, чтобы слово Лермонтова и его современников звучало живо, поражало красотой и сочеталось с обстановкой. Мы давно заметили, что как только посетители слышат «ту речь», лермонтовские «созвучья слов живых», устанавливается тишина. Это неудивительно. Слово поэта особенное. Об этом писали многие великие поэты и прозаики. Процитирую двух: А.П. Чехов: «…Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять… как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!» В.А. Жуковский: «…в ночь на 3.10.1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка». Для того чтобы слово великого поэта дошло до наших детей, до молодого поколения, надо, чтобы оно прежде всего дошло до преподавателей-словесников. Потому в этом году готовим план обучающего семинара, на котором постараемся помочь им понять Лермонтова.
– О чём бы вы ещё хотели рассказать читателям?
– О статусе музеев. Считаю очень важным изменить подход к этой актуальной проблеме. Сейчас музеи позиционируют как досуговые и ставят на один уровень с развлекательными учреждениями. Это в корне не верно. Потому что музеи не развлекают, а развивают, воспитывают, учат, развивают интеллект, давая пищу уму и сердцу. И ещё очень хотелось бы, чтобы литературные музеи, особенно в провинции, стали доступнее – здесь незапятнанное русское слово звучит яснее. А для этого надо энергичнее развивать внутренний туризм в России.
Беседу вёл Владимир ШЕМШУЧЕНКО, собкор «ЛГ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ