Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 февраля 2021 г.
Телеведение

Две Зои из двух эпох

История героини в контексте приказа № 0428

09 февраля 2021
Кадр из фильма «Зоя» (2021)

В фильме «Зоя», вышедшем в прокат на прошлой неделе, содержится намного больше пыток и штампов, чем в «Зое» 1944 года. Но главное, ради чего он сделан, – превознесение мудрого и гуманного вождя советских народов.

В ленте военного времени самого Сталина нет и ничего не говорится о секретном распоряжении Верховного главнокомандующего, при исполнении которого погибли Космодемьянская и другие диверсанты. Нет даже тысячекратно описанного в позднейшей литературе подвига Зои – её хватают до того, как она успевает поджечь дом, в котором ночуют немцы и живёт хозяйка с маленькой дочкой. Затем идёт допрос Зои, переходящий в избиение, и фильм углубляется в прошлое, чтобы показать, как закалялась сталь, и вернуться лишь к моменту казни девушки. Словом, в старой постановке Космодемьянская – великомученица, а не действительная героиня, какой она предстаёт в творениях пропагандистов, провозгласивших её примером для советской молодёжи, дабы той, как писал Маяковский, было «делать жизнь с кого». Увы, никто уже не расскажет, как всё это воспринималось зрителями 76 лет назад, но сегодня возникает ощущение, что создатели фильма, зная о паническом, бесчеловечном и бессмысленном с военной точки зрения приказе Сталина «разрушать и сжигать дотла (все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог» – приказе, обрекавшем на мучительную смерть десятки тысяч детей, женщин и стариков, испытывали бессознательное неудобство и не стали показывать его последствия.

В новой «Зое» бросаётся в глаза совсем иной подход: история героини фильма помещена авторами в контекст вышеупомянутого приказа № 0428 с плохо замаскированной целью оправдать его вместе с советским диктатором. Биографических элементов почти нет, какое-то время занимают эпизоды подготовки диверсантов, а основное действие, полное затасканных советских приёмов изображения фашистов, куда периодически вставляется товарищ Сталин, происходит в деревне Петрищево и длится от поджога до героической смерти Зои. В плену у немцев диверсантки из обеих картин не выдают врагу ни явок, ни паролей, ни товарищей, но есть интересные отличия: в частности, первая Зоя при пытках молчит, а второй авторы фильма разрешили стонать и кричать. Издавала ли звуки боли реальная Зоя, неизвестно, понятно лишь, что за 80 лет представления кинематографистов о том, как герои должны переносить муки, изрядно изменились. А о том, как отнеслись жители Петрищева к диверсантке, которая сожгла один дом и явно намеревалась сжечь ещё несколько, фильм, конечно же, старается умолчать.

vontov450x300.jpg
Александр Вонтов в роли Сталина

Стратегия оправдания вождя открывается в четырёх ключевых сценах. В первой секретарь Сталина зачитывает хозяину пресловутый приказ, как будто не он его составил. Тот задумывается и с сочувствием спрашивает: «А что будет с жителями этих деревень?» – «Другого выхода нет, иначе погибнут все», – твёрдо отвечает Поскрёбышев. – «А кроме меня, все подписали?» Следует утвердительный ответ, и лишь тогда вождь, скрепя доброе сердце, соглашается поставить подпись и с горечью провидца произносит: «Ничего не забудут и ничего не простят». Затем он приезжает на базу подготовки диверсантов, идёт вдоль строя добровольцев и спрашивает у Зои, боится ли она. «Не боюсь». – «А если к врагам попадёшь?» «Всё выдержу», – отвечает будущая героиня. Третий эпизод – у поезда в Куйбышев, где Сталину говорят, что надо немедленно эвакуироваться, так как войска из последних сил удерживают дорогу для состава. «А она выдержала», – говорит вождь, словно всё время думает о Зое, и героически возвращается на свой пост в Кремль. И, наконец, в последней сцене он чуть ли не в трауре стоит у памятника Зое, провожая колонну бойцов, отправляющихся добивать врага. Кульминация же наступает перед казнью, когда девушка выкрикивает взятые сценаристом из газетной публикации слова, адресованные пришедшим или пригнанным на зрелище жителям Петрищева: «Не бойтесь! Сталин придёт!» Хотя петрищевцам, из числа которых после освобождения деревни от фашистов расстреляли троих, в том числе двух женщин, следовало бояться как раз того, что Сталин придёт. Того же следует бояться и зрителям, не одобрившим новое творение кинематографистов-пропагандистов.

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • По стопам «Сволочей»

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS