Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2023 г.
Телеведение

Дяди против Вани

В Сети появились «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе

08 ноября 2023
Роберт Де Ниро и Леонардо Ди Каприо

«Бескомпромиссный фильм о событиях 20-х годов прошлого века звучит абсолютно современно. Не столько из-за так важной сегодня деколониальной оптики и истории уничтожения коренных народов, сколько из-за пронизывающего фильм ложного чувства «нормальности» убийств всех, кто невольно оказывается на пути к той цели, к которой стремятся герои фильма. Лёгкость, с которой убивают в фильме, и фактическая безнаказанность этих убийств звучат очень из нынешнего дня».

Наткнувшись в одной из социальных сетей на эту цитату известного продюсера, много чего наделавшего в российском кино, я, разумеется, нашёл и посмотрел фильм Мартина Скорсезе. Он один из самых любимых режиссёров и самых бескомпромиссных критиков американских нравов. Главные роли в фильме сыграли Леонардо Ди Каприо (последняя их совместная работа – блистательный «Волк с Уолл-стрит») и Роберт Де Ниро (а с ним связана вся жизнь мастера с самого начала восхождения на кинематографический олимп). Предыдущий фильм («Ирландец»), в котором играли омоложенные компьютером ровесники режиссёра Де Ниро и Аль Пачино, казался итоговым, завершающим и, чего греха таить, свидетельствовавшим об угасании таланта всех главных участников, но «Убийцы цветочной луны» доказали, что не только есть ещё порох в пороховницах, но и что «режиссёрская пушка» Мартина Скорсезе бьёт мощно и точно, и цель её совсем не та, какой она привиделась процитированному продюсеру.

 Однако к фильму. Это вестерн наоборот, индейцы здесь страдательные фигуры. Кстати, почему нынешние белые американцы винятся перед чернокожими потомками рабов, но не целуют мокасины индейцам? Ведь перед ними они больше виноваты. Негров, которые им были нужны на плантациях, белые хозяева не уничтожали (не для этого они привезли их из Африки), а настоящих коренных американцев, то есть индейцев, не желавших подчиняться пришельцам, отстреливали, травили и спаивали. И извели почти поголовно. До ХХ века из десятков миллионов аборигенов, населявших Америку, дожила лишь малая часть в специально отведённых резервациях. И на бесплодной земле одной из них, куда согнали племя осейджей, забила нефть. И – о, чудо! – представители этого племени в одночасье стали богатыми людьми. Но нашлись циничные потомки колонизаторов, которые придумали, как овладеть богатством осейджей. Для начала надо было внедриться в одну из индейских семей, например жениться, тем более что среди юных индианок были очень милые. И постепенно, разными способами устранив её родственников, а потом и её саму, стать единственным владельцем семейной доли.

Именно такой исторический факт описан в книге Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь», она о преступлениях, совершённых в начале двадцатых годов прошлого века в округе Осейдж. Уважаемый джентльмен Уильям Хэйл (в фильме его сыграл Роберт Де Ниро), живший рядом с индейцами и демонстративно друживший с ними, зазвал в индейский городок своего племянника, недалёкого, но послушного парня по имени Эрнест (Леонардо Ди Каприо). Он приехал и по дядиной наводке женился на симпатичной индейской девушке (её очень хорошо сыграла актриса с индейскими корнями Лили Гладстоун), после этого счастливого события её сёстры и мать странным образом стали умирать...

Если бы герои Де Ниро и Ди Каприо были откровенными негодяями, хладнокровными убийцами из вестернов, то история походила бы на обычный триллер, но племянник не с самого начала был посвящён в тайные планы криминального дяди и любил свою жену, которая успела родить ему троих детей. Да и дядя поначалу кажется добропорядочным гражданином, искренним другом краснокожих братьев. Путь через сомнения и метания влюблённого Эрнеста, методично склоняемого дядей к страшным преступлениям, прослежен и разыгран артистами очень подробно. «Убийцы цветочной луны» Скорсезе очень бы походили на его же недавнего «Ирландца"», где главного героя склоняют к тому, чтобы он убил друга, но там был мир гангстеров, а здесь обыкновенные вроде люди. Ди Каприо – и это самое интересное! – очень тонко играет мучительное преодоление человеческого в человеке. Ради денег он должен убивать не просто женщину, не просто друга, а самого близкого человека. И именно этот процесс преодоления производит ужасающее впечатление.

И фильм, конечно, не только о «деколониальной оптике» и «уничтожении коренных народов», сколько о том, как так называемые цивилизованные народы внедряются, прикидываясь сердечными друзьями, в «нецивилизованные» и завладевают их богатствами, а если не удаётся полностью покорить, уничтожают. В этом, а не в «нормальности» убийств новизна фильма.

«Нормальность, лёгкость и безнаказанность» кровавых преступлений должны были возмущать, например, в фильмах Квентина Тарантино и во множестве боевиков, но не возмущала ни продюсеров, ни критиков. В фильме Скорсезе заключительная часть посвящена именно наказанию – убийцы получили по заслугам: пожизненное заключение (правда, через 18 лет их помиловали, и прототипы, бывшие значительно моложе актёров, их сыгравших, дожили до 60-х и 80-х годов ХХ века. Кстати, Мартин Скорсезе поначалу предлагал своему любимцу Ди Каприо положительную роль следователя, посадившего-таки убийц на скамью подсудимых, но Леонардо настоял на том, чтобы ему дали роль сложного, отрицательного Эрнеста, и не ошибся. А вот роль дяди могла бы быть и разнообразнее, хотя неотвратимость зла в исполнении Де Ниро ужасает, его герой тупо давит на Эрнеста: «Делай так, потому что это надо сделать! Делай, и всё!»

Современные дяди Хейлы действуют куда изощрённее.

Цитата, приведённая в начале этого текста, принадлежит продюсеру, недавно признанному в России иноагентом, но являвшемуся им по сути более двадцати лет. Этот ласковый «дядюшка» когда-то фактически подмял под себя российский кинематограф, поддерживая разнообразных «племянников», подкупая способных (очень способных, способных на всё) молодых режиссёров приглашением на западные фестивали, зарубежным финансированием, соблазняя возможностью сказать «горькую правду» об отсталой, архаичной, дикой России. Один из «племянников», например, свой фильм посвятил лесбиянке, убившей десятки людей в послевоенном ленинградском госпитале, в том числе малолетнего сына подруги, – и ни продюсера, ни режиссёра не испугала небывалая «лёгкость и фактическая безнаказанность», с которой она эти убийства совершает. Другая «племянница» в фильме «Разжимая кулаки», воспела осетинскую девушку, которая нашла в себе силы отказаться от отца и оставила его, немощного, в больнице, уехав туда, где вольная жизнь и свободная любовь. И ни постановщицу, ни продюсера не кольнуло то, что дочь совершает бесчеловечный поступок, нарушая многовековые традиции своего народа, а брошенный отец без неё умрёт. Осетины, конечно, не осейджи, и фильм этот на своей территории показывать отказались. Но в Москве подобное кино, инициированное подобными «дядюшками», не только демонстрировалось, но и награждалось, дабы привить неразумной России европейские ценности. А когда она – надеюсь, окончательно – от них отказалась, «дядюшки» призвали к отмене русской культуры с её имперскими Пушкиным, Достоевским и Чеховым…

А с тем, что фильм Скорсезе «бескомпромиссный и звучит современно», абсолютно согласен.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

На фото: Лили Гладстоун и Мартин Скорсезе

Выдающийся американский режиссёр Мартин Скорсезе родился в 1942 году. Среди его фильмов «Таксист», «Бешеный бык», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Король комедии», «Казино», «Отступник», «Волк с Уолл-стрит» и многие другие.

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS