Вообще-то, театр с таким названием был открыт в 1941 году, объединив в себе Музыкальную студию МХТ В.И. Немировича-Данченко с Оперной студией режиссёра и актёра К.С. Станиславского. Но ведёт свою историю с декабря 1918 года, когда Константин Сергеевич Станиславский открыл Оперную студию Большого театра.
С момента создания театр часто называли творческой лабораторией для создания оперных и балетных постановок. Видимо, по аналогии с Ленинградским академическим малым оперным театром (в настоящее время – Михайловский театр), который с 1930‑х годов становится лабораторией по созданию советской оперы. МАМТ, он же в просторечии «Стасик», и в почтенном возрасте остаётся верен себе: сохраняет классические традиции и открыт новым веяниям. Одним из таких «веяний» стала мировая премьера оперы российского композитора Александра Вустина (р. 1943) «Влюблённый дьявол» (либретто Владимира Хачатурова по повести Жака Казота «Влюблённый дьявол» (1772). Дирижёр-постановщик – Владимир Юровский, режиссёр-постановщик – Александр Титель. Интересна судьба оперы «Влюблённый дьявол». По признанию композитора, он писал её 14 лет и завершил в 1989 году. Она пролежала в столе 30 лет, пока ею не заинтересовался Владимир Юровский.
Своего «Дьявола» Вустин создал в серийной технике, которая, по определению Виктора Брыскина, является «такой техникой написания музыки, когда за основу берётся не гармония, а серия – произвольно взятый набор звуков (в додекафонии – 12), который, как кажется композитору, передаёт определённое настроение. Само музыкальное произведение из серии получается путём проигрывания этой серии различными длительностями на разных инструментах». Вустин, поклонник музыки Берга, Шёнберга и Веберна, считает, что додекафонный язык «создаёт новое мироощущение, новый музыкальный мир». Что касается вокальных партий, то они в основном представляют собой речитативы и просто речь, как в драматическом театре, а местами даже без музыки (артисты говорят, оркестр молчит).
Жак Казот, автор первоисточника «Влюблённого дьявола», начал писать свою повесть в 1772 году – тогда же, когда Гёте начал своего «Фауста», но Гёте писал своё детище всю жизнь, а Казот создал «Дьявола» за одну ночь. Мистика здесь в скорости создания или в значимости «дьявольщины» каждого из произведений для мировой культуры?
Владимир Юровский, который дирижировал премьерой оперы, считает, что «если отвлечься от её мистическо-приключенческой канвы («Влюблённый дьявол» – это что-то вроде смеси «Фауста» Гёте, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Потоцкого, «Уединённого домика на Васильевском» Титова, «Звезды Соломона» Куприна, «Мастера и Маргариты» Булгакова и многого другого), то в опере на первый план выходят человеческие отношения. Ведь вся мистика – это всё равно проекция нашего сознания, в итоге человек остаётся человеком и в течение жизни входит в контакты с окружающими и принимает определённые решения... В этой опере будет представлена аллегория, где людские принципы состязаются со страстями и где поле битвы – душа». Вустин и Хачатуров в своём произведении описали историю молодого испанского дворянина (Дон Альвар – Антон Росицкий), который пустился в игры с дьяволом. Заявив однажды в споре с друзьями о том, что он способен «надрать уши князю тьмы», Альвар тем самым бросил вызов потусторонним силам. Но дьявол не дремлет и уже через мгновение после опрометчиво брошенных слов является к капитану гвардии короля Неаполитанского, искушая его и приводя в ужас страшным голосом. Но желание повелевать и выглядеть могущественнее своих сослуживцев оказалось сильнее. Во второй картине, где происходит первая сцена искушения, дьявол превратился в миловидного женственного пажа, который по ходу развития действия перевоплощается в женщину Бьондетту (Дарья Терехова). В опере «Влюбленный дьявол» зрители увидят, как мучительны споры между царством тьмы и света, как опасно идти на поводу у соблазна и как легко можно сойти с ума, продав душу князю тьмы.
Вряд ли кто-либо достоверно знает, как выглядит дьявольский мир. У сценографа Владимира Арефьева и видеохудожника Анастасии Сэмбон и дьявольский мир, и недьявольский представляют собой бессистемно перемещающихся на видеозаднике тритонов, ящериц, ещё каких-то чудищ морских и земных. Ближе к финалу на сцене появляются зелёный носорог и огромная черепаха величиной со средних размеров гиппопотама, и на неё начинают вдруг падать персонажи оперы. Мистика – ничего не скажешь!
Маэстро Юровский считается выдающимся интерпретатором музыки XX–XXI веков, он старается дать возможность публике не просто услышать новую партитуру, но понять и полюбить её. Однако наша публика музыку конца ХХ – начала XXI века, часто атональную, лишённую мелодии, как бы хорошо она ни исполнялась, воспринимает с трудом и в конце первого акта начинает тосковать по Верди, Пуччини и Чайковскому. Тем не менее есть и такие продвинутые слушатели-зрители, которые встретили оперу Вустина на ура. Как долго и насколько дружно будет звучать зрительское «ура!», покажет время. Случайно или нет, но премьерные спектакли «Влюблённого дьявола» в открывшемся сезоне назначены на 7 и 8 ноября. Одни силы зла в противовес другим?