После высказанного Путиным в Послании Федеральному собранию предложения о возвращении к традиционной базовой системе высшего образования возобновились яростные споры и по поводу ЕГЭ. Критики Единого государственного экзамена требуют его отменить и зачислять в институты и университеты, как и в советские времена, по результатам вступительных экзаменов.
Но что делать с коррупцией, которая процветала при приёме в вузы на закате СССР и которая вполне может расцвести снова? Лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов выход видит в создании в городах неких независимых комиссий, которые и начнут принимать экзамены, а уже их результаты абитуриенты будут рассылать по учебным заведениям. Предложение настолько экзотическое, что его обсуждать почти никто не стал, а вот второй пассаж справедливороссов – отменить выпускные экзамены в школах вообще – пришёлся по душе и части родителей, не любящих проверять дневники своих чад, и части учителей, не приемлющих контроля за результатами своего труда, и, естественно, всем школьникам.
Конечно, недостатки у ЕГЭ есть, но, увы, в его критике нередко используют небесспорные аргументы. Новый виток дискуссии о едином госэкзамене возник после выступления Маргариты Симоньян в ток-шоу Владимира Соловьёва. Прекрасный журналист, эрудит Маргарита Симоньян, не споря с самой идеей единого экзамена, камня на камне не оставила от практики её применения. В одном из нынешних тестов по литературе, по её словам, половина заданий посвящена американцу Эдгару Аллану По. «Вы на какой планете живёте, в какой стране? – возмутилась наша коллега. – Вы только представьте на секундочку, что сейчас в Америке на государственном экзамене, едином для всех школьников, половина, или треть вопросов, или даже один вопрос будет, например, про Бориса Пастернака нашего. Вы представляете, что сделают с теми, кто одобрил, кто написал такой ЕГЭ, с этим министром образования?»
Конечно, подавляющее большинство многомиллионной телеаудитории оказалось на стороне Симоньян. Информация разнеслась по соцсетям и набрала огромное число лайков. Мы тоже возмутились, открыли тесты и… ничего подобного в них не нашли. При всём уважении к Маргарите Симоновне, к её гражданской позиции мы посчитали важным выяснить, насколько обоснована критика ЕГЭ по литературе. Прояснить ситуацию попросили руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе, доктора педагогических наук Сергея Зинина.
– Сергей Александрович, действительно ли в 2023 году половина вопросов в экзаменационных тестах по литературе посвящена Эдгару По?
– Эдгара Аллана По в заданиях не было в прошлые годы, нет и в нынешнем. В этом году итоговый экзамен по литературе, как и прежде, опирается на отечественную классику. Список авторов и произведений выстроен в соответствии со школьной программой и отражает основные этапы развития отечественной литературы: Древняя Русь («Слово о полку Игореве»), ХVIII век (поэзия М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, «Недоросль» Д.И. Фонвизина), классика ХIХ века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др.), произведения писателей ХХ века от Бунина до Высоцкого.
В обновлённую модель экзамена включены и произведения зарубежных авторов: небольшая часть стихотворных текстов для анализа взята из классической поэзии У. Шекспира, И.В. Гёте, А. Рембо и др. При этом выбор этих немногочисленных текстов определяется их содержательной доступностью для экзаменуемых: к примеру, сложные для восприятия стихотворения предтечи декадентства Эдгара Аллана По не могут быть включены для разбора в действующие варианты КИМ (контрольно-измерительных материалов).
В ряде заданий участникам экзамена даётся возможность (по желанию) привлечь произведения зарубежной литературы для сопоставления с прозой или лирикой отечественных авторов.
– Каково соотношение отечественной и зарубежной литературы в формате экзамена?
– Для того чтобы убедиться в абсурдности предположений о «засилье» в национальном экзамене представителей немецкой, французской, английской или американской литературы, достаточно заглянуть в открытый банк заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. В нём выложены экзаменационные материалы за годы (!) существования экзамена по нашему предмету. И если кто-то действительно озадачился означенной проблемой, то он, я уверен, непременно заглянет в первоисточник и развеет свои сомнения. В обратном случае он рискует произвести на свет очередной миф о «коварном» ЕГЭ, подрывающем основы отечественного образования.
Важно ещё раз подчеркнуть, что это не закрытая информация и любой желающий может удовлетворить своё любопытство, минуя уводящую от истины «мифологию».