Дмитрий Дарин. Смута. Историческая поэтическая драма в трёх книгах. – М.: Вече, 2023. – 520 с. – 1000 экз.
Книга «Смута», изданная под эгидой Российского исторического общества, – явление, безусловно, заметное. Известный поэт, прозаик и публицист Дмитрий Дарин предлагает читателю по нашим временам редкость: масштабное драматургическое произведение. Перед нами трилогия, написанная в стихах и дополненная примечаниями, сносками, комментариями. Имеется библиографический указатель. Всё это позволяет читателю глубже погрузиться в эпоху, переосмыслить события прошлого. Дарин не навязывает каких-либо интерпретаций, а подаёт материал во всём многообразии, подкрепляя художественное документальным.
Книгу предваряют содержательные отклики на произведение, написанные историками Н. Нарочницкой, В. Волковым, А. Мясниковым.
«Исторических трилогий такого масштаба, как «Смута» Дмитрия Дарина, не было в русской поэзии более полутора веков», – отмечает, в частности, Наталия Нарочницкая. Размышляя над текстом «Смуты», она приходит к выводу, что «первопричина всех славянских смут – борьба одной лжи с другой», «И будущее России зависит не просто от единения славянского мира, но единения на правде. И в том числе – на исторической».
В основе «Смуты» – летописные и документальные источники, записи очевидцев и участников трагических событий прошлых лет, труды значимых историков России и Польши XVIII–XXI веков.
Первая книга посвящена царствованию Бориса Годунова, вторая – деяниям Лжедмитрия, третья – правлению «выкликнутого» царя Василия Шуйского.
Сюжет – плотный, крепко замешенный. Многочисленные события тесно сплетены в единый узел истории.
Сам Дарин в авторском предисловии определяет трилогию как «панорамный труд» и пишет, что она «являет собой редкую в нашем веке попытку поэтически перечитать одни из самых трагичных страниц русской истории, не входя в противоречие с устоявшимися историческими конструктами, вместе с тем переплетая судьбы действующих лиц вечными человеческими побуждениями…»
Характеры действующих лиц поданы ярко, объёмно, зримо. Владимир Волков отмечает: «Великолепно описана автором «царица Смуты» Марина Мнишек. Красуясь, эта польская вертихвостка, алчная и циничная паненка, открыто провозглашает своё жизненное кредо: «Без звонкого гроша любовь не хороша».
Когда в XIX веке была создана пушкинская драма «Борис Годунов», современник поэта Владимир Стоюнин подчёркивал, говоря о Пушкине: «Он изучил все доступные ему источники, указанные Карамзиным в примечаниях. Благодаря им он мог сообщить речи каждого лица особый колорит...»
Думается, то же можно отнести и к работе Дмитрия Дарина над «Смутой» – речь персонажей продумана до мелочей. В драме мы встречаем такие слова, как «сметлив», «поболе», «сие» и другие, создающие атмосферу прошлого. Колоритна, например, речь посадских: «И хошь там верь, / а хошь – не верь, / И право церквы ихние / Поставить на Святой Руси». В то же время, читая «Смуту», не испытываешь затруднений – её отличает точность, образность и ясность.
Особое место в драме отведено образам «божьих людей». Бог, Богородица не просто упоминаются в «Смуте», а словно неотступно следуют за её героями.
Филарет
(нетерпеливо)
Всё в руце Божьей!
Коль есть
Благая весть,
Её не утаишь,
Как день, рассветом брезжущ,
Под решетом
ты дыма не удержишь.
Символично, что драму Дмитрий Дарин посвящает памяти своего отца… Обращение к корням, переосмысление событий прошлого нередко дают ключ к жизни в настоящем и будущем. И такой ключ нам дарит книга Дмитрия Дарина «Смута».