Ныне его все знают как выдающегося кинематографиста, общественного деятеля, президента Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь». Деятельность Николая Бурляева, неутомимого радетеля земли Русской, как и многих других защитников традиционной культуры и нравственных ценностей нашего народа, достойна уважения и восхищения, но есть то, что делает его уникальным, единственным.
Незабываемо и неповторимо первое появление юного актёра на экране. Его детская доверчивая улыбка, счастливые лучистые глаза в студенческой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь» (1961), где Бурляев сыграл влюблённого в птиц школьника, пленяют и сейчас. И вскоре была заглавная трагическая роль Ивана – Николай Бурляев потрясающе сыграл ребёнка, столкнувшегося со страшной войной и отважно делавшего то, что не могли делать взрослые солдаты, в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962). А потом в «Андрее Рублёве» (1966) он поразил в роли гениального юноши-колокольника, невольно оттеснив на второй план главного героя.
Первые шаги юного дебютанта были настолько зрелыми и мощными, что их можно было сравнивать не с игрой ровесников, а с глубокими работами великих мастеров. Это был удивительный дебют, явление в киноискусстве большого артиста. Оно было замечено не только зрителями СССР, но и за рубежом. Первые успехи Тарковского и Кончаловского на Венецианском фестивале неразрывно связаны с Бурляевым.
К сожалению, очень часто бывает, что удачное начало в детском возрасте не имеет продолжения в зрелом. Бурляев – редчайшее опровержение этого правила. Крохотный по времени эпизод с юным белогвардейцем, случайно убитым поручиком Брусенцовым, в «Служили два товарища» (1968) режиссёра Евгения Карелова был так мастерски сыгран Бурляевым, что стал камертоном для всего этого замечательного фильма. А исполнение главной роли в фильме «Мама вышла замуж» (1969) Виталия Мельникова, где партнёрами молодого актёра были замечательные Люсьена Овчинникова и Олег Ефремов, подтвердило, что у молодого актёра есть не только уникальная индивидуальность, но и своя тема в искусстве – поиск абсолюта, совершенства, истины, стремление ввысь.
Тема эта звучала и в экранизации «Игрока» (1972) Достоевского, осуществлённой Алексеем Баталовым, где Бурляев сыграл главную мужскую роль, и в «Военно-полевом романе» (1983) Петра Тодоровского, где его партнёршами были Инна Чурикова и Наталья Андрейченко, и, конечно, в роли Иешуа Га-Ноцри в экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита», которую в 1994 году снял Юрий Кара, и в роли Николая II в многосерийном фильме Андрея Кравчука «Адмиралъ» (2008).
Не оставили равнодушными и его режиссёрские работы – в 1975-м Бурляев окончил ВГИК (мастерская Михаила Ромма, Льва Кулиджанова), наибольший резонанс и жаркие споры вызвал его первый полнометражный фильм «Лермонтов» (1986), где он сам сыграл великого русского поэта.
Последние годы Николай Бурляев много времени уделяет общественной работе, но голубь, который взлетел в 1961 году, и сейчас взмывает ввысь. Счастливого полёта, Николай Петрович!
Александр Кондрашов