Президент Владимир Путин наградил недавно медалью Луки Крымского группу сотрудников российских медицинских и научных учреждений, отличившихся в борьбе с пандемией. Эта регалия была учреждена в честь выдающегося человека – святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, а в миру Валентина Войно-Ясенецкого.
Герой нашего рассказа был не только священником, но и знаменитым хирургом. Доктор медицинских наук, профессор, автор революционных трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, лауреат Сталинской премии первой степени. А ещё, о чём мало знают, – замечательный духовный писатель. Во времена жестоких гонений за веру 11 лет он провёл в тюрьмах и лагерях. Во время одного из следствий глава ЧК спросил его: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» Святитель ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил…»
Родился будущий хирург и святитель в 1877 году в Керчи, принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему белорусскому полонизированному дворянскому роду ВойноЯсенецких. Окончил гимназию и художественную школу, после чего поступил на юридический факультет Киевского университета. Однако через год бросил учёбу, так как решил работать врачом, чтобы приносить пользу обществу. Именно это привело юношу к толстовству: он спал на полу и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами. Правда, после прочтения запрещённой в России книги Льва Николаевича «В чём моя вера» в толстовстве разочаровался.
В 1898 году стал студентом медицинского факультета, где сразу проявил блестящие способности. Студенты и преподаватели в один голос пророчили ему высокое научное поприще и карьеру профессора. Однако Валентин всех удивил: изъявил желание работать простым земским врачом. Но тут грянула Русско-японская война, и молодой выпускник пошёл на неё в качестве хирурга. Помимо лечения раненых занимался наукой, разрабатывал новые методы анестезии и обезболивания.
После войны Валентин Феликсович трудился скромным уездным доктором в Курской губернии. Прослышав о гениальном хирурге, который возвращал зрение слепым, а увечных вновь делал работоспособными, к нему потянулись люди не только из других уездов, но и из соседней губернии. Оперировать приходилось с девяти утра до самого вечера. Часто в больнице не хватало коек, и тогда доктор размещал больных в собственном доме.
В 1908 году Войно-Ясенецкий приехал в Москву, где поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике. Издал книгу «Регионарная анестезия», предложив новую методику местной анестезии. И всего год спустя получил степень доктора медицины. В 1917 году в его семье случилось горе: жена заболела туберкулёзом лёгких. Стремясь спасти супругу, он добился перевода в Ташкент: в то время считалось, что вылечить туберкулёз можно только жизнью в сухом и жарком климате. Но, несмотря на все усилия, Анна Васильевна умерла, оставив сиротами четверых маленьких детей.
Под именем Лука
Тяжело переживая утрату, Войно-Ясенецкий постригся в монахи под именем Лука и был наречён позднее епископом Туркестанским. Вскоре его арестовали как сторонника патриарха Тихона. На допросе он заявил: «…очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил не только цели революции, но и революционный метод».
Свой знаменитый труд «Очерки гнойной хирургии» он закончил в тюрьме. ВойноЯсенецкий был сослан на Енисей, а после за Полярный круг, в Плахино. В 1930 году по новому делу его сослали в Архангельск, где он неутомимо продолжил амбулаторный приём и лечение больных. В 1937 году последовал новый арест, после которого будущего Святителя Луку отправляют в Сибирь. Шесть лет спустя он становится архиепископом Красноярским. В годы войны его перевели в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В то время на попечении владыки были сто пятьдесят госпиталей, где лечили раненых солдат.
В 1945 году он удостоился права ношения бриллиантового креста на клобуке, а по указанию Сталина был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Через год архиепископ стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Вскоре Лука был переведён в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским. В 1947 году он закончил фундаментальное эссе «Дух, душа и тело», работу над которым начал ещё в начале двадцатых годов. В 1955 году Войно-Ясенецкий ослеп и не смог больше практиковать как врач. 11 июня 1961 года скончался в Симферополе. В 2000 году был реабилитирован и канонизирован православной церковью.
Замечательная книга
В своём замечательном труде «Дух, душа и тело» святитель Лука писал: «Говорят, что бессмысленно веровать в существование наше загробное, ибо наука физиология с исчерпывающей точностью доказала, что вся душевная жизнь связана с деятельностью головного мозга. Поэтому спрашивают нас, как можно веровать в какую-то там потустороннюю жизнь, когда сгниёт мозг человека, когда исчезнет способность мыслить, когда остановится сердце и прекратится всякая жизнь чувства. Да, мы знаем физиологию не меньше их, а может быть, и гораздо больше, и отвечаем: вы не верите ни во что духовное, вы верите только в материальное, в то, что можете видеть очами своими, можете слышать ушами, осязать руками своими.
Но помимо этого материального мира для нас существует и иной мир, неизмеримо более важный и огромный, – мир духовный. На земле единственное существо, обладающее духовностью, разумностью, есть человек... Но что же, неужели возможно думать, чтобы на человеке, этом первом начале разумности и духовности всё кончилось?
Закон эволюции требует бесконечного прогресса форм и существ. Как может быть, с точки зрения этого закона, чтобы на человеке остановилась вся разумность? Это бессмысленно с точки зрения эволюции: этот закон требует, чтобы были иные формы разумности и духовности, неизмеримо более высокие, чем наша духовность и наша разумность.
Уже этот закон требует веры в существование бестелесных духов, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, которые по духовности всё ближе и ближе приближаются к Богу, а мы, люди, только начаток духовности.
Духи, безусловно, существуют
«Итак, безусловно, существуют духи, и несомненно верно то, что повторяет дважды в своих посланиях святой апостол Павел. Он писал, что существо человеческое трёхчастно и состоит из тела, души и духа. О теле говорят материалисты, и о душе говорят они, когда говорят о сложной работе мозга и чувств наших. А мы идём гораздо дальше, мы говорим, что помимо этой, и материалистами признаваемой, только иначе называемой души существует дух.
Из новой науки метапсихологии знаем мы, что проявления духа изумительны, необычайны, таинственны и вместе с тем неопровержимы. Узнаём, что дух может вести самостоятельное существование, оставляя по временам тело и где-то в безбрежных далях витая; что дух обладает огромной силой над телом, что он заведует всеми функциями тела; что дух пронизывает каждую клетку тела; что дух должен формировать тело, образовать его.
Что несомненно и признано не только философами, но и иными учёными, если дух обладает великой силой воздействия на тело, почему не можем мы думать, что воскресение мёртвых произойдёт силою духа?»
В этом был уверен доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени святитель Лука.