Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Его «мерцающие зеркала»

01 января 2007

ПОБЕДИТЕЛИ

На одном из заседаний правления Международного литературного фонда слово взял Евгений Евтушенко. Но его речь чем-то не понравилась московским коллегам (а их было большинство). Они начали свистеть и что-то выкрикивать. Увы, в зале заседаний инженеры человеческих душ ничем не отличаются от рабочих или народных депутатов. Евтушенко замолчал, а потом тихо произнёс: «Я же старше большинства из вас…» «Ну и что», – послышалось в ответ. В этот момент поднялся пожилой писатель с орденскими планками на пиджаке: «Что же это творится! Как вам не стыдно! Немедленно прекратите хулиганство!» Подействовало. Шум стих, Евтушенко продолжил выступление. А писателем тем оказался Дмитрий Иванович Зуб из Днепропетровска, фронтовик, прошедший войну от Москвы до Берлина, общавшийся в военные годы с маршалом Жуковым, а в мирной жизни выпустивший более двух десятков книг, долгое время проработавший собкором нескольких столичных изданий. А главное – человек феноменальной порядочности и честности.

Владимир СПЕКТОР, ЛУГАНСК

«СТРОЧКАМИ» – СВЕРХУ ВНИЗ
«…Рама!» – Он, пулемётчик и зенитчик в одном лице, вслушиваясь в нависающий над лесом самолётный гул, узнал её сразу. А вот и она сама. Как ехидна! Высматривающая и вынюхивающая всё вокруг… 

«А что если?..» – Он прекрасно понимал: это фактически невозможно. Двухвостая «рама» с пулемёта не сбивается! Но турель – на плече. Терять нечего. И длинная пулемётная очередь полоснула по небу. «Надо «строчками»… сверху вниз… Вот так! Вот так!..» 

Орден Красного Знамени (первый из многих наград) вручили Дмитрию Зубу за сбитую «раму» через восемь месяцев – фронты перепутались, – то Ельню заново брали, то Смоленск… Но так бывает: нет сегодня этого ордена на «фронтовом иконостасе» Дмитрия Ивановича. Отсутствует. Причина более чем нелепая. Уже после войны пришлось ночевать ему на Киевском вокзале. Сон крепок! А когда проснулся… Там, где был орден, – только дыра. Кто-то вырезал. С тканью… 

Это только один эпизод из фронтовой биографии Дмитрия Зуба. А сколько их было! Ему повезло – он выжил, пройдя все тяготы войны, сначала пулемётчиком в пехоте, потом журналистом фронтовой газеты, материалы и фотографии которого маршал Георгий Жуков использовал при написании своих воспоминаний. А с однофамильцем полководца – народным художником СССР Николаем Жуковым – и воевал вместе, и на Нюрнбергском процессе в ложе журналистов сидел рядом. Зуб – в качестве корреспондента газеты, а Жуков – как художник, рисовавший с натуры подсудимых.

ВСТРЕЧА ПОД РЖЕВОМ
…Однажды, под Ржевом, комиссар полка Баев пригласил к себе сержанта Зуба: «Звонили из армейской газеты. Поезжай. В редакции хотят видеть тебя, писателя». 

Угощали сержанта в редакции на колёсах скудно. Паёк у военных журналистов бедный… Он достал свой. Всё-таки там, на передовой, 800 граммов хлеба на душу солдатскую выдали. Да положенные ежедневные «сто грамм». Старшины же не спешили отчитываться о погибших. Вот и была на солдатском боку всегда полная-полная фляга… 

Редакции Зуб был интересен: писал заметки с передовой! Таких немного было. К тому же писал то, что видел. (Позже, в 42-м, именно в редакции газеты «На разгром врага» издадут его первую книгу. Под названием «Возвращение». Небольшая такая книжица. Страничек двадцать. Составленная из фронтовых заметок. И, кстати, изданная по инициативе редакции…) 

В комнату зашёл солидный с виду солдат, ему представили сержанта: «Знакомьтесь! Наш автор, Дмитрий Зуб». – «А мы знакомы! – И к Зубу: Помните? Я же вас спасал под Москвой». 

Вспомнил! Ранило тогда Зуба в левую руку, а он, левша от природы, никак себе перевязку сделать не мог. Вот тогда и объявился в его судьбе этот солдат: «Давай помогу!» Там и познакомились: «Кто ты?» – «Жуков, Николай. Художник я. Но воюю». Зуб тут же вспомнил: ещё до войны им в полк приносили альбомы этого художника! Вот так встреча!.. С тех пор дружба их не прерывалась. 

Более 20 книг написал Дмитрий Зуб: «Перелом», «Следы ведут в Бруклин», «В борьбе за жизнь», «Романтики», «Зодчие», «Парень со свирелью»… 

Но главным своим произведением считает историко-документальный роман «Мерцающие зеркала», герой которого – командующий войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, а впоследствии главком Сухопутных войск маршал Жуков. Роман не зря назван документальным, ибо большинство событий в нём – реальны, а в образе капитана Телегина легко угадывается сам автор. Это честная, правдивая и принципиальная книга. Кстати, среди действующих лиц – не только Жуков, но и Сталин, Берия, Хрущёв, Брежнев, Солженицын, Сахаров, гитлеровские генералы, простые люди, не жалевшие своей жизни ради Победы. В ней – мнение автора об исторических событиях, выпавших на долю его поколения. Только ограниченный тираж помешал книге стать бестселлером в масштабах страны. Вот как Дмитрий Иванович вспоминает Нюрнбергский процесс.

ИЗ РОМАНА «МЕРЦАЮЩИЕ ЗЕРКАЛА»:
Бесспорны факты глумления фашистов над людьми. Волосы становятся дыбом от звериной ненависти фашистов ко всему, что им не нравилось. «Закрыть сердце для жалости!» – приказывал Гитлер послушным немцам. И они закрыли его. Житель Львова показал перед комиссией трибунала, что он сам видел, как во двор дома № 8 на улице Артишевского в июле 1941 года эсэсовцы привели 20 человек, среди них четыре профессора, адвокаты, врачи, 5–6 женщин. Их заставили языком и губами мыть лестницы в семи подъездах четырёхэтажного дома. Потом их заставили собирать во дворе губами мусор, после чего расстреляли. 

И ещё одно из страшных свидетельств: «В Освенцим привезли шестьсот детей. Для удушения газом их раздели, втолкнули в две камеры. Эсэсовцы, включив газ, вышли покурить. Через пятнадцать минут, рассчитывая, что дети уже умерщвлены, открыли камеры, а малыши живы. Где-то лопнула труба, и газ перестал поступать. Но приказ есть приказ, и голых их повели к пылающим топкам. Стали живыми бросать в огонь».

Страшно читать эти страницы, страшно осознавать, что и эти факты не учат людей быть добрее и человечнее, что и сегодня продолжаются в мире войны, творится насилие, да и сами события тех лет искажаются и перевираются. Потому так дороги свидетельства очевидцев, таких, как Дмитрий Зуб, да и ещё изложенные с талантом и любовью к людям. Не зря за эту книгу Дмитрий Иванович награждён литературной премией имени Владимира Даля.

СЮЖЕТЫ ПРОСЯТСЯ НА БУМАГУ
В начале 1943-го Дмитрий Зуб получил офицерское звание и должность военного корреспондента и продолжал вместе с войсками участвовать в сражениях – в форсировании Днепра, освобождении Украины и Польши, в штурме Берлина. О том, как он воевал, говорят боевые ордена: Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды. Одна из самых памятных наград – медаль «Почётный ветеран Великой Отечественной войны». 

Памятная потому, что удостоверение на неё подписали дважды Герой Советского Союза генерал армии Павел Батов и легендарный лётчик-истребитель Алексей Маресьев. И после войны военный корреспондент нередко бывал в самых горячих точках, на стройках века. Тысячи выездов – творческих командировок в сёла, на заводы, в школы и вузы – дали писателю богатейший материал для сочинений. Дмитрий Зуб не нуждается в поисках сюжетов для своих произведений. Сюжеты сами находят его и просятся на бумагу. Сейчас он работает над книгой о Никите Хрущёве. Трудно сказать, каким будет это произведение. Без сомнения, у Дмитрия Зуба собственное представление о главном сталинском разоблачителе. Ещё бы! Писатель сопровождал Никиту Сергеевича в поездках на целину, и ему наверняка есть что вспомнить о лидере страны начала 60-х.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА НИЖЕГОРОДОВА
С журналистом Дмитрием Зубом мы познакомились в Днепропетровске. Он принёс в корреспондентский пункт «Правды» очерк. Бывший фронтовик тогда ещё не расстался с офицерской гимнастёркой. На правой стороне груди – три жёлтые и две красные ленточки. Подумал: «Три тяжёлых и два лёгких ранения. Интересно, где и когда?» 

Гость ответил коротко:
– В сорок первом под Ельней, в сорок втором – под Ржевом…
После «первой ласточки» Дмитрий Иванович продолжал печататься в «Правде». Через мои руки прошли восемь его очерков, среди них – «Зодчие», «Чонгар», «Конвейер стальных артерий» и другие.
Побывав в казацком посёлке Славгород, что на границе Днепропетровской и Запорожской областей, Дмитрий Иванович узнал о трагедии, произошедшей там во время оккупации. Гитлеровцы согнали всё мужское население – 160 человек – в балку и расстреляли. Чудом остался в живых мальчик Юрий Шерстюк. Но куда он потом исчез, никто не знал. 

Газета «Правда» опубликовала этот очерк. Среди откликов пришла в Днепропетровск телеграмма: дескать, жив-здоров Шерстюк, работает мастером на металлургическом заводе в Свердловске. Автор немедля в самолёт – на Урал. О жизни потерявшегося было героя рассказал в «Днепровской правде». А потом последовала и повесть «Не на всякую жизнь согласен».

НЕ ТОЛЬКО О ВОЙНЕ
Владимир Спектор: Дмитрий Иванович, почему пришло решение писать о маршале Жукове?
Дмитрий Зуб: Я с ним виделся на фронте, он читал мои материалы. Помню много солдатских рассказов о нём. Архивных документов массу перелопатил. А прикоснулся к этой теме вот почему: очернять Жукова стали… А мы его на фронте боготворили… 

Да и не только о нём эта книга. В ней – то, что было с нами, то, что осталось в памяти, то, что и сегодня, на мой взгляд, не потеряло остроты. Вот, к примеру, история с замечательным романом Олеся Гончара «Собор». Кто-то из окружения секретаря Днепропетровского обкома КПСС Алексея Ватченко наворковал ему на ушко, что в романе некое, не особенно привлекательное лицо списано с него, с самого Алексея Федосеевича, и изображено махровым бюрократом и карьеристом. Ватченко собрал бюро обкома и поручил всё перепроверить и доложить. Перепроверили и доложили – всё так и есть. Но фамилия у героя другая, так что волноваться нечего. Но Алексей Федосеевич возмутился: «Гончар со своим «Собором» сыграл на руку таким антисоветчикам, как Солженицын и Сахаров». И пошло-поехало после этого… Осуждали и критиковали замечательного писателя все кому не лень. Экземпляры «Собора» были изъяты из продажи и из библиотек… Травля Олеся Гончара закончилась так же неожиданно, как и началась. Леониду Ильичу Брежневу позвонили из штаб-квартиры ЮНЕСКО: «Как понимать нападки на выдающегося украинского писателя?» В качестве ответной акции вышел Указ о присвоении Олесю Терентьевичу Гончару звания Героя Социалистического Труда. Вручал ему Золотую Звезду председатель Президиума Верховного Совета УССР А.Ф. Ватченко. Вот уж действительно неисповедимы пути твои, Господи. 

Пишу я и о развитии украинского и русского языков в стране. Естественно, что язык своей Родины надо изучать и развивать. Плохо то, что те, кто ещё 15 лет назад говорил только на русском языке, сегодня представляют себя идейными борцами за ридну мову. Кампанейщина в таком деле приносит только вред. Знание языка развивается постепенно из поколения в поколение, это процесс исторический. А насильственные действия могут вызвать только сопротивление.
– Дмитрий Иванович, а часто ли встречаетесь с однополчанами?
– Смотря где. Если в Москве – то ежегодно...
Я трижды избирался председателем Регионального союза писателей Приднепровья, заместитель председателя Межрегионального союза писателей. Недавно мне вручили прибывшее из Москвы поздравление за подписью руководителя Международного сообщества писательских союзов Сергея Михалкова.
– История вашей свадьбы необычна… 

– Да, два года назад отпраздновали бриллиантовую свадьбу. А женились спустя неделю после знакомства, расписались на праздник – 7 ноября 1946 года. В один день сыграли свадьбу мы с Еленой и старшая её сестра Тамара – тоже с фронтовиком. Свататься мы пришли оба, с патефоном.

ИЗ ПИСЬМА 41-ГО ГОДА
«Здравствуй, мой дорогой сын Митя! У нас зима. Братский привет тебе от Володи и Веры. От меня же – отцовское благословение на совершение великого подвига по уничтожению гитлеризма. Нет более чести, чем вести отечественный бой. Я жалею, что мне 67 лет… А душа рвётся туда. 

Чтобы отомстить озверелым фашистам за убийство своей сестры Анны и сожжение моего дома в селе Иванковцы Каменец-Подольской области. Будь здоров, мой дорогой Митя – моя гордость…»
Единственное письмо на фронт… Больше не было. Сегодня это бесценная семейная реликвия. 

Дмитрий Зуб не подвёл своего отца, и тогда, на фронте, и в мирной жизни. Сегодня, в 90 лет, он полон творческих и житейских планов. В его «мерцающих зеркалах» отражается жизнь без искажений и фальши. Ведь правда всегда находится в пути, а история, как любит он повторять, продолжается.

Обсудить в группе Telegram

Владимир Спектор

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Создатель духовной матрицы

    14.05.2025
  • Текст как основа наследия

    14.05.2025
  • Своим путём

    14.05.2025
  • «Наши герои» на ВДНХ

    14.05.2025
  • Ворота Бога

    14.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS