Родился в семье служащего шведского происхождения Владимира Карловича Иогансона и кн. Ольги Константиновны Радленской (Иогансон). В 1912 году окончил Комиссаровское техническое училище, где одним из основателей был Карл Иванович Иогансон, дед будущего художника, и потому внук освобождался от платы за обучение. Иогансон рано почувствовал своё призвание, по его собственным словам, «местом его воспитания» стала Третьяковская галерея. «Я начал туда ходить, как верующий человек в церковь».
После окончания школы-студии П.И. Келина, ученика В.А. Серова, будущий художник поступил в МУЖВЗ и с 1912 по 1918 год обучался под руководством А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, С.В. Малютина и К.А. Коровина. На колористический строй его живописи и в целом на становление как художника глубокое воздействие оказал К.А. Коровин, что отмечают большинство исследователей творчества. Сам Иогансон вспоминал, что Коровин в живописном отношении влиял даже на таких художников, как Серов и Левитан. Однако не только Коровин, но и другие выдающиеся мастера
оказали влияние на молодого художника, что вместе с собственным обострённым чувством цвета и склонностью к психологическому жанру образовало Иогансона-живописца. Интерес к содержательной стороне живописи проявился у него ещё во время обучения, и ему приходилось отстаивать своё право на сюжетную картину. Впрочем, «жанр с психологией» вызывал сомнения у Коровина, призывавшего ученика «без сюжетов», непосредственно изображать природу: «Мой учитель, замечательный художник Константин Коровин, не одобрял моей тяги в годы ученичества к работе над сюжетными полотнами, к картине. Он говаривал мне: «Зачем тебе сюжет, чего беспокоишься, иди на улицу, гляди широко раскрытыми глазами, пиши природу такой, какой её видишь, какой она встречает тебя каждодневно и на каждом шагу».
Первый успех сопутствовал его произведению «У всенощной» на ученической выставке работ 1914–1915 годов. На картине изображена вечерняя служба в Успенском соборе Кремля, на переднем плане – женщина в чёрной вуали. Это была весьма злободневная тема для периода Первой мировой войны. На картину обратил внимание М.А. Нестеров, разыскавший молодого автора и сказавший ему: «Это настоящее, это от подлинного искусства». Более того, картина была куплена прямо на выставке неким коллекционером. Таким образом, уже первая картина была исполнена в психологическом и злободневном жанре, что не было случайностью – этот жанр для художника стал основным на протяжении всего его творческого пути.
В годы Гражданской войны был офицером белой гвардии и служил у Колчака (по некоторым данным, в контрразведке), позже работал художником-декоратором, а иногда и актёром в разных городах России – от Красноярска до Александрии (Херсонская область). Богатый жизненный опыт, полученный в эти годы, будет претворён в будущем творчестве. В 1922году Иогансон вернулся в Москву и через некоторое время примкнул к Ассоциации художников революционной России. Он принимает участие в молодёжной выставке (1921) и в достаточно престижной и показательной «Первой русской художественной выставке» в Берлине в 1922 году наряду с такими известными мастерами различных направлений, как Н.И. Альтман, А.Е. Архипов, И.Э. Грабарь, Д.П. Штеренберг и др.
В выставках АХРР Иогансон начал участвовать с IV выставки «Красная армия. 1918–1923», где представляет «Портрет тов. Механошвили, заместителя начальника главного управления Всеобуча» и «Портрет члена коллегии НКВД тов. Кедрова». На следующей, V выставке 1923 года появилась его работа «На борьбу с разрухой». Поездки по стране, в том числе плодотворное путешествие на Кавказ, отразились в ряде этюдов и большой картине «Строительство Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925). Это полотно, а также цикл этюдов и дорожных зарисовок («Гелатский монастырь», «Кутаис, река Рион», «Батум», «Чаквинские чайные плантации», «Тифлис», «Кутаис – ночь», «Чёрное море», «Батум – гавань», «Тифлис – фруктовый базар» и др.) были показаны на VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов» СССР» 1926 года. «Картина «Строительство Земо-Авчальской гидроэлектростанции» выделяется в творчестве художника преобладанием пейзажно-индустриальных мотивов, приглушённым охристым колоритом, точно передающим местные жаркие дни, мощной энергетикой воздымающихся построек, конкурирующих с природным ландшафтом. Люди здесь едва различимы, но их человеческая мощь уже зафиксирована в гигантских по сравнению с ними сооружениях. Это нетипичный почерк художника, скорее дань времени, но дань талантливая и своеобразная».
На выставке 1927 года экспонировались крымские этюды. Вероятно, в эти годы художник набирался впечатлений, пробуя силы в небольших, за единственным исключением, работах. Поэтому тем более ярким его выступление оказалось в 1928 году, когда на знаменитой Х выставке АХРР 1928 года он продемонстрировал своё большое полотно «Узловая станция железной дороги в 1919 г.», а через год в Кёльне.
С этой работы он стал тем Иогансоном, который войдёт в историю советского искусства как автор монументальных полотен на революционно-историческую тематику, написанных с исключительной художественной силой и профессиональным мастерством. В том же 1928 году Иогансон написал ещё две крупные картины, ставшие заметными вехами в его творчестве: «Рабфак идёт» и «Советский суд». «Рабфак идёт» – оптимистическое полотно, показывающее представителей молодого рабочего поколения, появившегося на жизненной арене. Это коллективный портрет нового социального типажа, молодёжи, получившей возможность учиться и жадно, буквально на ходу, впитывающей знания. Художнику удалось передать в этих энергично шагающих молодых людях волю и целеустремлённость. Мажор и оптимизм излучают их одухотворённые лица, мажорно и оптимистично звучит яркая цветовая гамма.
«Советский суд» – насыщенная яркими красками и выразительными психологическими характеристиками картина с бытовым драматическим сюжетом, несколько скрашенным юмористической трактовкой одного из главных персонажей. Глядя на молодую мать с ребёнком и уклоняющегося от своих отцовских обязанностей мужчину, оказавшегося перед лицом строгих судей, зритель не сомневается, что справедливость восторжествует. По этим полотнам видно, как уверенно овладевал Иогансон пластическими средствами для создания тематической реалистической картины, отражающей разные стороны советской действительности. Несомненной удачей, совпадением естественных пристрастий художника, вызова времени и социального заказа стала востребованность в 1930-е годы именно тематической картины. Именно в такой атмосфере появилось, возможно, самое известное полотно в советской живописи – «Допрос коммунистов» Иогансона, завершённое в 1933 году к московской выставке «Художники РСФСР за XV лет». Эта картина закрепила за художником репутацию сложившегося мастера и выдвинула его в первые ряды советских живописцев. Идеологическая сторона картины не нуждалась в пояснениях, на ней без полутонов показано противостояние главных противников того времени, и явно обречённые на гибель коммунисты показаны моральными победителями. При этом художественные достоинства – композиция, мощное цветовое наполнение, тональное богатство палитры, точность и уместность деталей способствовали раскрытию повествовательного наполнения полотна. Наиболее авторитетный критик того времени, А.М. Эфрос, в обзорной статье об этой выставке написал, что Иогансон в работах «Узловая железнодорожная станция» и «Допрос коммунистов» поднимается до репинского уровня.
К знаковой выставке «Индустрия социализма» 1939 года Иогансон создал монументальное полотно «На старом уральском заводе. Демидовский Урал». В основу этой картины легли впечатления художника от путешествия на Урал, где он «набрёл на старинный завод петровского времени», а также специальная литература о демидовских предприятиях и роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», без прикрас отобразивший жизнь уральских промышленников и рабочих. У зрителя не вызывает сомнений, что изображённый поединок между всесильным хозяином, оказавшимся здесь в своей дорогой шубе (моделью послужил А.М. Герасимов, ещё один значимый художник того времени), и рабочим, бесправным, но исполненным такой внутренней силы, такой ненависти, что от его взгляда буквально сыплются искры, приведёт к неизбежной схватке. Об образе рабочего Иогансон говорил, что считает эту фигуру наибольшей удачей во всём своём творчестве.
Во время Великой Отечественной войны Иогансон вместе с другими известными художниками участвовал в создании больших тематических панно для выставки «Великая Отечественная война» (1942), с П.И. Котовым и Г.К. Савицким подготовив панораму «Народные мстители».
Свою следующую большую картину – «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» Иогансон написал в 1950 году. Она была выполнена распространённым в то время бригадным методом – коллективом живописцев, в который вошли В.В. Соколов, Д.К. Тегин, Н.П. Файдыш-Крандиевская, Н.Н. Чебаков. Молодые тогда художники выполняли порученные им части картины по подготовленному Иогансоном эскизу. Он руководил их работой и на последнем этапе внёс окончательные поправки. Именно поэтому картина не стала обезличенным образцом коллективного творчества, а несёт ощутимые признаки иогансоновского художественного стиля.
Кисти Иогансона принадлежат и многочисленные камерные живописные произведения. К наиболее известным относятся портреты актрисы Д.В. Зеркаловой (1947) и В.И. Немировича-Данченко (1948). Менее знакомы портреты членов семьи художника, его автопортреты. В последние годы он писал преимущественно пейзажи и натюрморты. Особенно знамениты и любимы ценителями живописи несравненные иогансоновские розы, кажется, сохранившие на полотне свою первозданную свежесть и красоту.
Иогансон вёл активную преподавательскую деятельность. Он работал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1937–1961), Московском полиграфическом институте (1932–1935), Московском государственном академическом институте им. В.И. Сурикова (1964–1968). Руководил творческими мастерскими Академии художеств СССР в Ленинграде (1939–1962) и Москве (1962–1968). В честь Бориса Владимировича Иогансона назван Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей, где учатся одарённые дети из самых разных городов нашей страны, связывающие своё будущее с художественным творчеством. Лицей является одним из главных хранителей классических традиций в искусстве и художественном образовании России. Среди учеников Иогансона – десятки художников, которые неизменно тепло вспоминают о своём учителе. Например, один из многих – Илья Сергеевич Глазунов, оставивший подробное описание о своей учёбе в Ленинграде в большой статье «Мой учитель Борис Владимирович Иогансон».
Творчество Иогансона представлено в десятках музейных собраний нашей страны, он является автором многочисленных статей и нескольких популярных книг по вопросам изобразительного искусства, среди них «За мастерство в живописи. Сборник статей и докладов» (М., 1952), «ГТГ – сокровищница русского искусства» (М., 1953), «О живописи» (М., 1955), «Как понимать изобразительное искусство» (М., 1960). В книге «За мастерство в живописи», посвящённой художественным проблемам и природе мастерства в реалистическом искусстве, приводится экскурс художника в историю русской реалистической живописи и дана характеристика многим выдающимся мастерам. «Какое разнообразие непохожих самостоятельных талантов вмещает в себя реалистическая русская живопись!.. Когда я стою перед картиной «Меншиков в Берёзове» – а я могу стоять перед нею бесконечно долго, открывая в ней всё новые и новые красоты живописи, – у меня является мысль: кому равен Суриков по силе колористического звучания? Приходят в голову два великих имени – Тициан и Рембрандт. Это та же кованая лепка форм, та же симфония красок. Любой кусок – шедевр колорита и плотной, весомой, объёмной формы реалистической живописи».
Борис Иогансон, кандидат искусствоведения, директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, правнук художник.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Борис Владимирович Иогансон (13 [25] июля 1893 – 25 февраля 1973)
Советский художник, живописец, график, педагог, ведущий представитель социалистического реализма. Директор Государственной Третьяковской галереи (1951–1954), президент Академии художеств СССР (1958–1962), доктор искусствоведения (1939), народный художник СССР (1943), академик АХ СССР (1947), первый секретарь правления Союза художников СССР (1965–1968), Герой Социалистического Труда (1968), три ордена Ленина (1953, 1963, 1967), золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), почётный член Берлинской академии искусств (1958), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951).