Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Егор ГРАММАТИКОВ, режиссёр: «Когда на площадке команда, забываешь о времени»

01 января 2007

ОТКРОВЕННО

Владимир СУХОМЛИНОВ-мл.– Егор, как чувствуют себя молодые и не слишком именитые российские режиссёры?

– К счастью, на телеканалах удаётся что-то делать. А полнометражное кино, к сожалению, очень дорогое удовольствие. И не только в финансовом плане: потратить на картину годы жизни, а потом переживать, что её не может увидеть наш зритель из-за того, что она не выходит в прокат, – это большое испытание. Кстати, иногда подобное происходит и с телефильмами. Правда, у меня такого печального опыта не было.

– Судя по снятым вашим телефильмам, например, сериал «Час Волкова», они не лежат на полках.

– Я снимал этот сериал с самого начала и почти до конца в течение четырёх с половиной лет. Интересный сериал получился, и никто на нас не давил. Никто не говорил, каких актёров выбирать, продюсер не мучил сметой. Сегодня такое – редкость. Можно было заниматься творчеством. Мне очень повезло со съёмочной группой, с оператором Андреем Лебедянским, с которым мы придумывали интересные кадры. Иногда не стеснялись повторять приёмы знаменитых режиссёров: давай сделаем, как Тарантино или как братья Коэны. Где и когда ещё это попробуешь?

Кстати, это тоже большая проблема – у молодых режиссёров зачастую нет полигона для наработки опыта. А это очень важно. В кинематографе такое сейчас практически нереально. По сути, у режиссёра там нет права на ошибку. И как работать? Ведь в любой профессии нельзя сразу достичь больших высот, обязательно надо пробовать, нарабатывать опыт.

– Может быть, поэтому некоторые телефильмы остаются на полках, несмотря на затраченные деньги?

– Сложно говорить. Зрители, да и мы, профессионалы, этих картин не видели. Но если судить по тому, что лежат даже ленты опытных режиссёров, тут не всегда вопрос в их качестве. Тайны прокатной политики не всегда понятны тем, кто создаёт фильмы.

– Вы завершаете работу над 8-серийным телефильмом «Вместе», которая делается при содействии правительства Москвы в рамках программы по созданию отечественных телефильмов.

– Да, заканчиваем монтаж, в ноябре будет озвучание и под Новый год должны картину сдать. Сюжет необычный, актёры прекрасные, оператор снимал замечательно, костюмы подобраны точно… Мы благодарны «Литературке», что в прошлом году она здорово представила работу над фильмом. Какая судьба его ждёт? Сами мы удовольствие получили огромное. Все хотят работать с хорошим материалом. Сценарий Ирины Осиповой именно таким и являлся.

– А такое, по сути, должно быть нормой – чтобы был кураж, чтобы на площадке всем было интересно.

– Хорошо бы, конечно, но я понимаю, что это утопия. Все проекты разные, далеко не всегда такого высокого качества, как «Вместе». К сожалению, бывают гораздо слабее: и сам сценарий, и актёры… Но когда всё идёт, как надо, то и не думаешь про свой 12-часовой рабочий день. И особенность профессии в том, что нельзя отложить на завтра несделанное сегодня. Нет у тебя следующего дня. В этом особый драйв, это заставляет быть в форме с утра до вечера.

– Только от режиссёра зависит то, что он хочет сделать на площадке?

– Режиссёр – человек, которому доверяют время, деньги, которому подчиняются талантливые исполнители, вся команда. Важно довести корабль, не потопив его, от точки А до точки Б. Очень многое зависит от всей съёмочной группы. В ней должны быть люди, которые, как мы говорим, понимают площадку. Я шесть лет снимаю без перерывов. Какой ужас нередко происходит у нас с людьми, которые отвечают за реквизит, за грим, за свет!.. А ведь без этого нет фильма. Только при сложении общих усилий и самоотдачи складывается или не складывается картина.

– На площадке сейчас много непрофессионалов?

– Не могу сказать обо всей отрасли, но иногда встречаю людей, которым категорически заказана дорога в кинематограф. Тем не менее они работают.

– Получается замкнутый круг. С одной стороны, есть некий конвейер, который должен постоянно производить телефильмы. С другой – из-за непрофессионализма некоторых коллег по площадке вы не можете сделать фильм того уровня и качества, который могли бы.

– Моя творческая жизнь пока складывается неплохо, но в целом вы абсолютно правы. Когда, например, оператор говорит продюсеру, что этот фильм надо снимать такой-то камерой, потому что у неё шире возможности и лучше качество, а продюсер отвечает, что она дороже и мы ею не будем снимать, в итоге страдает результат съёмки, а значит, зритель.

– Как разорвать этот замкнутый круг?

– Сам ищу ответ на этот вопрос. Я часто разговариваю с актёрами – они ведь работают на разных площадках и могут сравнивать. Насколько я понимаю, ситуация профессиональной недостаточности – штука сейчас нередкая.

– А кто задаёт тон при производстве телефильмов?

– Наверное, продюсер и канал-заказчик, словом, те, кто даёт деньги. Но режиссёр может, должен и обязан не плыть по течению, а находить верные решения, чтобы кино было интересно зрителям, актёрам и ему самому. Надо не прогибаться под продюсеров, а стараться объяснить им, как будет лучше. Не потому, что я так хочу, а потому, что так будет интереснее, качественнее. Ведь продюсеры, среди которых немало незаурядных людей, всё-таки в массе своей университетов кинематографических не оканчивали, пришли в кино из других отраслей. Нужно быть в диалоге с ними, уметь спокойно растолковывать, находить компромиссы в пользу зрителей.

– Вы работаете с телефильмами. А есть желание снять полный кадр?

– Есть, конечно, как у любого режиссёра. Думаю об этом, но время покажет. Несколько лет назад был разговор с продюсером, который связан с полнометражным кино. Так вот, тот заметил, что кино сейчас неактуально, прокату это неинтересно. Его студия, например, в пять раз сократила производство художественных фильмов, и это было ещё до кризиса 2008 года. Поэтому, сказал он, занимайтесь телевидением, оно прокормит в ближайшие годы. И я понял тогда одну простую вещь: у нас в кинематографе сейчас нет бизнеса. А если нет бизнеса, то это мёртвая структура, туда никто не понесёт денег, она не будет развиваться. Деньги на полный метр, по сути, даёт только государство, а как оно даёт, мы знаем, – весьма скудно, но это отдельный разговор.

– Кстати, насколько необходима поддерж­ка государства?

– Производство телефильмов – это и есть поддержка государства, все цент­ральные каналы у нас практически государственные. Специальной программе правительства Москвы можно сказать большое спасибо. И полнометражное кино государство обязательно должно поддер­живать, иначе у нас вообще всё зачахнет.

– Что нужно сделать, чтобы режиссёр, сняв картину, знал, что через несколько месяцев она появится в кинотеатрах?

– В разных странах – разные подходы. Многие вспоминают Францию. И правильно. Там чёткий лимит на иностранные картины. Пора и нам от слов перейти к делу.

Геннадий ШАЛАЕВ

ИЗ ДОСЬЕ.
Егор Грамматиков (1967 г.р.) – сын известного режиссёра, актёра и продюсера Владимира Грамматикова. Окончил ВТУ им. Б.В. Щукина. В кинематографе начинал как актёр, снялся в нескольких картинах. Как режиссёр-постановщик снимал сериалы «Воровка», «Аэропорт», «Час Волкова» и др.

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Шалаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS