Телевидение Греции является примером того, как с помощью электронных СМИ в стране можно осуществить революционные преобразования. Всё началось с забастовки телевизионщиков…
В июне 2013 года греческое правительство заявило о закрытии канала EPT (The Hellenic Broadcasting Corporation), обвинив руководство «в расточительности и непрозрачности финансов». Главный госканал был закрыт, 2600 человек остались без работы. Возмущённая общественность поддержала журналистов, в течение шести месяцев 50 сотрудников EPT продолжали работу бесплатно в режиме интернет-вещания. Они удерживали офис телерадиокомпании. Когда полиция получила приказ выдворить протестующих из здания телестудии, на сцену вышла оппозиция. Она выдвинула предложение о вотуме недоверия правительству, а возглавил оппозицию молодой лидер коалиции радикальных левых сил СИРИЗА Алексис Ципрас, ныне премьер-министр Греции. Тогда, в 2013 году, он заявил в парламенте: «Сегодня ночью вы решили занять EPT, а завтра ночью решите войти в дома людей, у которых есть долги, и продадите эти дома с аукциона, поскольку так требует тройка». В результате было принято решение о создании нового новостного государственного канала. Так в эфире Греции появился государственный телеканал NERIT – первый независимый государственный канал. А на политическом небосклоне засияла звезда оппозиционной партии «СИРИЗА», и с этого момента началось её восхождение на партийный олимп.
В феврале нынешнего года греческое правительство заявило, что госканал EPT вновь начнёт вещать, но теперь он будет «прозрачным» и «некоррумпированным». NERIT с его 744 работниками вольётся в EPT, то есть, по сути, всё вернётся на круги своя. По заявлению министра Никоса Паппаса, средняя зарплата сотрудника составит 24 000 евро в год, а доход от работы телеканала вернёт многострадальной Греции 190 млн. евро.
Есть и другие популярные каналы, практически все они принадлежат греческим олигархическим семьям. Каждый канал обслуживает свою партию: АNT1 – рупор либеральной партии «Новая демократия», каналы «Мега», «Альфа» и Sky являются голосом социалистической партии ПАСОК, Star благоразумно придерживается тенденции обеих партий.
Все новостные и политические каналы вещают в формате, заданном владельцами или политическими партиями, курирующими канал. Преобладают передачи развлекательного профиля: спорт, реалити-шоу, а также сериалы, в том числе купленные за рубежом; сериалы, пропагандирующие насилие, и родные греческие, показ которых повторяется с упорством заевшей пластинки. Уставшим от потрясений грекам предлагается вздыхать над судьбой «рабынь Изаур» и отслеживать реалити-шоу, дабы отвлечься от своих тяжёлых мыслей.
Ход событий на Украине освещался тенденциозно, явно с подачи кураторов из «демократического зарубежья», хотя страна тесно общается с греческими общинами Украины и России.
При обилии каналов и радиостанций рядовой грек прекрасно осознаёт, что находится в информационной ловушке. Ведь чтобы понимать, о чём говорят политики, поистине нужно знание эзопова языка и его наречий. Поэтому гораздо легче после тяжёлого дня включить спортивную программу или слезливый сериал и позабыть о действительности.
События последних недель, отражённые телевидением, показали жителям Греции ещё раз, что слова многих политиков не стоят ничего, а освещение происходящего и в стране, и за рубежом очень далеко от реальности. Правительство то шантажирует ЕС потеплением отношений с Россией, то резко меняет тактику и поддерживает новые санкции против неё. Все эти метания и шараханья – оттого, что выход из сложившейся ситуации крайне сложный. А с наступлением 1 июля ко всем неприятностям добавился ещё и технический дефолт Греции. Противостояние ЕС продолжается.
Блоггер из Афин Τατιάνα Ϻ написала после 9 Мая в «Фейсбуке»: «Мы в очередной раз... оккупированная страна. Все дрожат и думают, что если правительство не заплатит дозу, то мы все провалимся. Вот так вот работает пропаганда ТВ! Здесь птицы не поют, они только каркают... А мы, греки, живём как тараканы. Мы и живучие, как они. Сколько веков – да что веков, тысячелетий – нас пытаются уничтожить, а мы всё выживаем. И сейчас выживем. Выкарабкаемся. Такая судьба у тех, кто непокорный».
Недавний референдум показал, что греки действительно непокорные. Но выкарабкаются ли?