100 неизвестных фото из архива Юрия Нагибина. – М.: Вечерняя Москва, 2023. – 144 с.
Любимая газета москвичей в конце года отметит столетие и, естественно, к юбилею готовится: выпустила фотоальбом, на обложке которого рядом с логотипом цифра 100. Но это не лучшие работы редакционных фотографов, как можно было бы предположить. А уникальное собрание архивных снимков писателя Юрия Нагибина (1920–1994), удивительным образом сохранившихся и счастливо найденных под застрехой его дачного хозяйственного домика.
Снимки без возраста… Как точно подмечено в альбоме, «напечатанные на бумаге, прошедшие через жёсткие поцелуи проявителей и закрепителей, впервые увидевшие свет в тёмных фотолабораториях и затенённых домашних «проявочных», фотографии открыли дверь в мир замечательного писателя, а когда-то – простого мальчишки с Чистых прудов. Кадры плёнки рассказывали о том, как рос и менялся московский пацан Юрка, постепенно превращаясь в большого московского энциклопедически образованного писателя, что он любил, как отдыхал, как веселился в компании сверстников, с кем проводил время, когда вырос…»
Почему именно Нагибин так любим «Вечёркой»? Он действительно был много лет связан с ней узами дружбы и сотрудничества, входил в попечительский совет газеты «Вечерний клуб», придуманной Валерием Евсеевым и Игорем Табашниковым в 1991-м. Мемориальная доска на нагибинском доме в Армянском переулке открыта по инициативе «ВМ». Точно знаю – внимание и любовь к Юрию Марковичу не в последнюю (если не в первую!) очередь из-за нынешнего главного редактора, который высоко ценит творчество выдающегося, по его мнению, писателя. Так что респект и уважуха Александру Ивановичу Куприянову! Без него этого эксклюзивного издания точно не было бы. На презентации в редакции Куприянов трогательно говорил об ушедшей недавно вдове Нагибина Алле Григорьевне. Увы, она не увидела архивные фотографии, собранные под одной обложкой.
На них, конечно, не только Нагибин. Мама, Ксения Алексеевна, – на даче в Красной Пахре в разные годы, жёны: обнаружил четырёх из пяти – Машу Асмус, Беллу Ахмадулину, Аду Паратову, конечно, Аллу Нагибину, вот многолетний друг Святослав Рихтер, коллеги по писательскому цеху, встречи с читателями, многочисленные поездки по миру, увлечение спортом – футболом, теннисом, лыжами, а ещё охота, рыбалка! Кадр 1954 года: писатель на сьёмках своего первого фильма – «Гость с Кубани» по рассказу «Комбайнёры». Впереди – «Председатель», «Красная палатка», «Чайковский», «Семья Ивановых», «Поздняя встреча», «Дерсу Узала», «Гардемарины…». Потрясающий снимок конца 30-х. Молодой тогда Юрий (ещё не Нагибин, а Левенталь) балансирует на бревне. Балансировать между различными испытаниями классику пришлось всю жизнь.
Удивительно – нет ни одного военного снимка! А ведь писатель был на фронте, получил тяжёлую контузию.
Рассказывать о фотографиях – занятие неблагодарное. Всматривайтесь в них! Не зря же написал Юрий Нагибин в своём знаменитом «Дневнике»: «Единственное, что делает человеческую жизнь высокой, – это способность полюбить чужую жизнь более своей собственной…»