Ежегодно в апреле Казань, которую можно по праву назвать фестивальной столицей России, принимает Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», основанный Александром Сладковским и посвященный памяти Натана Рахлина, первого художественного руководителя и главного дирижера оркестра, известного сегодня во всем мире как Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ). С 10-го по 20 апреля 2024 года фестиваль прошел уже в 13-й раз, став, по словам Главы Республики Татарстан Рустама Минниханова, «настоящим брендом, получившим международное признание».
Уже стало традицией, что фестиваль не только знакомит публику с самыми яркими исполнителями – солистами и дирижерами, – но и демонстрирует концертные программы, которые отличает оригинальность и детальная «сюжетная» проработка, что всегда чрезвычайно интересно. Пожалуй, наиболее богатым на сюрпризы стал финальный концерт «Рахлинских сезонов-2024». На сюрпризы и на загадки!
За дирижерским пультом в этот вечер стоял главный приглашенный дирижер ГАСО РТ Кристофер Чен (Китай), сотрудничающий с коллективом с 2018 года. «В каждый свой приезд я подмечаю в оркестре что-то новое, новый уровень развития, – сказал он. – Оркестр не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Чувствуется особое отношение к музыке каждого оркестранта, они все буквально живут ею. Удивительно, насколько им подвластны самые разные программы, музыка разных эпох и стилей. При этом оркестр всегда одинаково – на сто процентов – отдает себя, демонстрируя перед слушателями весь свой потенциал. Поэтому огромное удовольствие работать с таким профессиональным коллективом. Я, например, всегда стараюсь в свои программы с ГАСО РТ добавлять что-нибудь современное. Это так вдохновляет!»
Профессиональный потенциал оркестра и полное взаимопонимание с дирижером были продемонстрированы сразу и наиболее наглядно в увертюре к опере «Сила судьбы» Верди, которая была включена в программу также по настоянию маэстро Чена. Особая трудность этого произведения как раз и заключается в том, чтобы при «захлестывании эмоциями» добиться максимальной слаженности звучания, чтобы музыканты, как говориться, «даже дышали в унисон». Впрочем, у ГАСО РТ это и так «фирменный конек».
А вот настоящим эмоциональным потрясением стало исполнение Ксенией Дубровской (Германия) концерта для скрипки с оркестром ре минор (ор. 47) Яна Сибелиуса. Имя Ксении Дубровской хочется видеть на наших афишах как можно чаще. Она – замечательный и самобытный мастер. Ее интерпретацию Сибелиуса можно смело назвать исторической – настолько глубоко ей удалось проникнуть в саму душу произведения! О виртуозном владении инструментом в этом труднейшем сочинении говорить излишне. Зато музыкальная палитра Дубровской по-настоящему впечатляет. В Сибелиусе у нее нет никакой пресловутой северной холодности, но есть скрытая затаенная страсть, сдерживаемая изо всех сил, но рвущаяся наружу. Это – предначертание трагедии, через которую Любовь, принося себя в жертву, возносится к вечным, сверкающим нездешним светом звездам. Кай сложил из льдинок слово «вечность», но льдинки растаяли под горячими слезами вечно любящей Герды. Все грани красоты сердца раскрыл в своем концерте Сибелиус. И музыка получилась… душераздирающе прекрасной. «Любовь – трагедия». Трагедия очень красивая. Во II части – не идиллия, но похоронное шествие. Появляется призрак Смерти, неразлучной спутницы Любви. Недаром затухающий шепот скрипки в заключительных тактах II части – как последний вздох. И все же Любовь бессмертна. Она восстает и воспевает свои страдания с неистовой испанской страстью… Слышали ли вы когда-нибудь такого Сибелиуса?..
«У Сибелиуса тяжелая творческая судьба, – рассказала Ксения. – Он сам мечтал играть на скрипке. Не сложилось… Он один из моих любимейших композиторов, и с каждым исполнением я люблю его все больше и больше. В Германии я являюсь художественным руководителем концертной серии камерной музыки в Кюнцельзау “Ксения Дубровская & Друзья”. Уже 4 года идет эта серия, и 2022 год был посвящен именно Сибелиусу. Мы очень мало знаем его камерную музыку. Это нужно исправлять!»
Кстати, на «бис» Ксения исполнила очаровательную миниатюру «Капли» в дуэте с виолончелистом оркестра Александром Дульневым. Дуэт пиццикато скрипки и виолончели на пианиссимо! Будто шуршание – именно шуршание – капель дождя.
Ксения подтвердила после концерта: «Вообще-то у Сибелиуса эта пьеса называется “Water drops”, просто капли. Хотя я воспринимаю ее как капли дождя. Сибелиус написал ее для своего брата, они вместе музицировали».
И добавила: «Я впервые в Казани. Приглашение сюда для меня большое счастье. Я много слышала об оркестре Татарстана и теперь убедилась, что это потрясающий коллектив. Представляете? Мы сыграли концерт всего лишь с двух репетиций. И такое единодушие! Только с таким коллективом это возможно. Очень надеюсь, что мы еще встретимся и поработаем вместе».
Во втором отделении было заявлено только одно произведение. Сочинение Эдуарда Элгара «Энигма-вариации» (ор. 36) не часто можно услышать. Между тем, оно очень интересно и по музыке, и по истории создания. Как признавался сам композитор, вечером 21 октября 1898 год он сел за рояль и начал импровизировать. Из возвышенной и романтической темы родилось 14 вариаций, в каждой из которых зашифрованы характеры друзей композитора, его жены (собственно, самая прекрасная и светлая первая вариация, красота мелодии которой заставляло сердце вновь – после Сибелиуса – замереть от восторга) и даже одной собаки – бульдога, принадлежавшего… да, собственно, это не важно. Элгар раскрыл все имена. А загадка, тем не менее, осталась… И важно то, с каким истинно актерским и живописным мастерством воплощал ныне оркестр то, будто бы, танец игрушечных солдатиков, то шум морских волн, то грохот грома, то сельскую идиллию под щебет птиц, то восход солнца, а то пыхтение и сопение того самого бульдога. Оказывается, с красотой можно шутить, создавая самые причудливые образы.
Но, пожалуй, главный сюрприз и загадка, а также фактически вторая эмоциональная кульминация концерта пришлась… на «бис». В ответ на бурные овации маэстро Чен повернулся к публике и тихо произнес всего лишь: «One more…» Вместо обычного для «биса» яркого фрагмента из уже исполненного или какой-нибудь выигрышной миниатюры оркестр заиграл широкую распевную мелодию. Новую, ни разу не слышанную мелодию с рахманиновским размахом, лиризмом Чайковского, красочностью «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского. И в то же время в музыке явно слышались оттенки традиционных китайских напевов. Настоящая загадка! Оказалось, что это недавно написанное произведение одного из крупнейших китайских композиторов Гуана Ся (Guan Xia) под названием «Sky waterfall» («Небесный водопад»). Красивое название, красивая музыка! В оригинале произведение предназначено для хора, солистов и оркестра и звучит около 40 минут. Но для концерта в Казани было сделано переложение развернутого фрагмента только для оркестра. Уникальный случай! Фактически на «бис» состоялась мировая премьера сочинения, которое точно вскоре получит мировое признание. Недаром маэстро Чен говорил, что любит каждый раз добавлять в программу что-нибудь новое. Сочинение Гуана Ся – русская ширь с китайской душой – доказывает, насколько мы можем быть близки друг другу. Во всяком случае, музыкальный китайский язык для нас – вовсе не «китайская грамота», а что-то абсолютно родное и понятное.