Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2025 г.
  4. № 38 (7002) (24.09.2025)
Колумнисты

Эпоха скорочтения

24 сентября 2025

Олег Григорьев, журналист, Саратов

Недавно наткнулся в литературном журнале на читательский комментарий: «Рассказ неплохой, но длинный. Я потратил на него одиннадцать минут». Боже мой! Я помню времена, когда мог читать книги часами, и время исчезало, как вода в песке. Я сидел с открытой книгой и не замечал, как меняется свет за окном. Теперь одиннадцать минут кому-то показались вечностью.

Я подумал, что это знак. Литература сжимается. Она становится похожей на ленты соцсетей: короткий пост, резкий кадр, фраза, которую можно понять на бегу. Мы читаем, как пролистываем: взгляд зацепился – взгляд ушёл. Кажется, ещё чуть-чуть – и роман уступит место цепочке заметок, а поэма – подписи под фотографией.

Когда-то люди слушали эпос, который длился целый день. Они запоминали имена, родословные, бесконечные походы героев. В античных театрах представление могло идти с утра до ночи и зрители оставались, не чувствуя усталости. Средневековые романы читали вслух в больших залах, где пламя свечи мерцало часами. Даже в XIX веке, когда фабричные гудки уже делили время на смены, Толстой и Достоевский позволяли себе тысячи страниц. Никто не говорил, что это «слишком долго».

Сегодня мы боимся оставаться с текстом дольше нескольких минут. Мы боимся потерять время – словно его можно удержать, не тратя. Мы закрываем страницу, если в ней нет мгновенного крючка. Даже мысль должна уложиться в короткий абзац, иначе она исчезнет в потоке.

Литература будущего будет бороться с этим страхом. Она станет короче, ярче, острее. Возможно, она встроится в наши привычки: в телефон, в наушники, в уличный экран. Рассказ можно будет прочесть, пока ждёшь кофе. Стихотворение – услышать в лифте. Роман – пролистать, как серию фотографий.

Но я думаю и о другом. Литература, как вода, всегда найдёт путь. Есть жажда мгновенного – и жажда глубокого. Одно не отменяет другое. Люди будут искать тексты, в которых можно утонуть, забыв о времени. Может быть, эти тексты станут редкостью, как старые виниловые пластинки, которые включают в тихий вечер. Но они будут. Потому что человек не меняется так быстро, как кажется.

Возможно, авторы будущего будут писать в двух измерениях: одно – для мгновения, другое – для вечности. Первая книга – для экрана на ладони, лёгкая, как вдох. Вторая – для стола, за которым сидят часами, в тишине. И читатель сам выберет, как дышать: коротким ритмом или медленным, полным.

Иногда я представляю город будущего. На шумных улицах мерцают строки – как вспышки света. Они загораются на стенах домов, на бортах поездов, на экранах, встроенных в окна. Люди читают их на бегу. Но за этими улицами есть тихие комнаты. В них кто-то всё ещё сидит с книгой, и время вокруг останавливается. В будущем рядом будут существовать оба мира. Один – быстрый, острый, резкий. Другой – медленный, глубокий, прозрачный. Оба будут настоящими, потому что оба будут нужны. И, может быть, будущее литературы не в том, чтобы сохранить прежние формы, а в том, чтобы не потерять глубину.

Даже в коротком тексте она возможна. Одно предложение может вместить целую жизнь, если оно написано честно. А длинная книга может быть пустой, если в ней нет смысла. Настоящее измеряется не количеством страниц и не временем чтения, а тем, что остаётся внутри, когда закрываешь последнюю.

Я верю, что литература не исчезнет. Она не принадлежит бумаге, экрану или жанру. Она принадлежит моменту, когда мы встречаемся с чужой мыслью и вдруг узнаём себя. И это не измеряется минутами.


Тэги: Очевидец
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Последние из могикан

    27.08.2025
  • Люди – слабое звено

    16.07.2025
  • Утихнет ли пожар?

    18.06.2025
  • Поколение Ф

    04.06.2025
  • Меньше, да лучше

    21.05.2025
  • Чего хочет народ

    115 голосов
  • На вид всё красиво

    101 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Зачем нам туда?

    92 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS