Недавно вышла в свет книга члена Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Владимира Васильева «Паша – река Великая». Многоплановый роман об истории Приладожья, с пронзительными любовными историями и неожиданными поворотами человеческих судеб, рассказывает (кстати, впервые в жанре художественного произведения) о несправедливо забытом у нас сражении со шведами на реке Вороной в 1164 году. Баталия эта была куда масштабнее знаменитой битвы c псами-рыцарями, прославившей Александра Невского.
…Я стою на крутом берегу реки, где 856 лет назад был разбит шведский ледунг в 3500 воинов, прибывший на 55 судах, и вспоминаю описанные в книге Васильева события. Шведы зашли сюда после неудавшегося штурма Ладоги. Здесь они надеялись продолжить войну, опираясь на помощь проживавшего в Южном Приладожье финноязычного населения, сохранившего свою культурную и языковую самобытность и недовольного утратой былого независимого статуса.
Знали викинги и о том, что в Новгороде оставалось пустым место владыки, который был не только духовным главой Новгородской земли, но и играл особую роль в её политической жизни, не давал обостряться борьбе за власть боярским группам. Но больше всего они надеялись на распри ладожского посадника Нежаты с новгородским посадником Захарием и князем Святославом Ростиславовичем.
Забыв междоусобные распри
И всё же, получив известие о нападении шведов, забыв междоусобную неприязнь и взаимные обиды к ладожанам, новгородцы под водительством князя Святослава Ростиславовича, внука Мстислава Великого, последнего князя единой Руси, правнука Владимира Мономаха, выступили в поход.
Они продвигалась на конях вдоль сухой кромки древнего берега Ладожского озера, покрытого сосновыми борами. На исходную позицию выходили с большого расстояния неспешно и осторожно. Основу новгородского войска составляли бояре с их дружинниками-отроками и купцы со слугами. Эта ударная сила, сходная в военном отношении с рыцарством, была готова драться в конном и пешем строю, перемещаться на ладьях.
Шведы, покинувшие неудобные шнеки, отдыхавшие на берегах реки, не ожидали противника. Первый отряд ледунга, не выдержав напора русских дружинников, бросился в бегство. Второй, попытавшийся было противостоять новгородцам, был смят своими же воинами. Началась паника. Ледунг всё дальше оттесняли от кораблей. И только сплотившиеся вокруг своего предводителя и находившиеся неподалёку от устья шведы успели занять 12 судов и уйти в Ладожское озеро.
Из 55 вражеских судов 43 досталось новгородцам и ладожанам. Был уничтожен почти весь ледунг Свеарики (державы свеев). Поражение шведов на 76 лет отбило у них желание вторгаться в пределы Руси.
Событие мая 1164 года имело последствие и для духовной жизни Северо-
Западной Руси. Долго добивавшись для своего церковного владыки сана архиепископа, в следующем, 1165 году, новопоставленный владыка Илья получил его и возглавил первую архиепископию в русской митрополии.
Свидетельство летописца
О битве 1164 года поведал новгородский летописец Герман Воята, современник, возможно, очевидец и участник тех событий. Будучи приближённым лицом четырёх новгородских владык – Нифонта, Аркадия, Ильи и Гавриила, он получал сведения из первых рук и вёл записи в течение 44 лет, вплоть до кончины в Пскове в 1188 году. «В лето 6672. Придоша Свье подъ Ладугу и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася въ граде съ посадником Нежатою, а по князя послаша и по ногородце. Они же приступиша под город в суботу и не успеша ничтоже къ граду, нъ большую рану въсприяшя; и отступиша въ реку Воронаи. Пятый же день приспе князь Святослав съ новгородци и съ посадникомь Захариею, и наворопиша на ня, месяця миая въ 28, на святого Еладия, въ четвьрток, въ час 5 дни; и победиша с божиею помощью, овы исекоша, а иныя изимаша: пришли бо бяху въ полушестадьсять шнек, изьмаша 43 шнекь; а мало их убежаша и ти езвьни».
Всего несколько строчек. За ними годы, столетия забвения. И снова воскрешение событий…
Возрождение памяти
В деревню Самушкино, отстоящую на 156 километров от Санкт-Петербурга, позвал меня директор исторического культурного центра «Воронега» Николай Александрович Ванюшов. Он, как и герой романа Владимира Васильева, начинал в одиночку восстановление событий 1164 года и установление на месте сражения у речки Вороной храма. В 1997 году в обычной петербургской квартире, сделав с женой Галиной и соседом Владимиром Сыровым макет храма Сретения Господня по старой довоенной фотографии, Ванюшов повёз его на багажнике старенького «Запорожца» в деревню, в родительский дом. Ему была известна история построения здесь храмов Сретения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы и их уничтожения. И он помнил мечту мамы: «Хоть какую-нибудь часовенку…»
Макет установили на Вороновском Рождественском погосте. Многие люди потянулись туда. И тогда Николай Ванюшов, выполняя желание земляков построить храм, провёл опрос. Все – «за», в графе «Сколько пожертвуете» либо прочерк, либо одна тысяча рублей – максимальная сумма. Проведя опрос, написав в Санкт-Петербургскую епархию, Ванюшов понял, что помощи ждать неоткуда.
В 2005 году у Николая Александровича умерла мама. Не дождалась часовни. Её мечта стала его мечтой. В 2007 году художник-график Борис Геннадьевич Костыгов и архитектор Сергей Игоревич Крюков выполнили проект церкви, непохожий на те, что ранее были на Вороновом погосте. Его согласовали во всех инстанциях. 21 февраля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил строительство храма и создание прихода.
Осуществление мечты
Ванюшов за 300 тысяч рублей продал гараж, ещё на 400 тысяч взял кредиты. Восемь лет отдавал на строительство 30 процентов от своей зарплаты. Стали поступать и пожертвования со стороны. 28 мая 2011 года состоялось освящение храма Сретения Господня благочинным Павлом Феером и игуменом Антонием (Кузнецовым). В этот день Николай снова вспомнил о маме, мечта которой осуществилась. Он был уверен – поддержка местным населением, церковью, профессиональными сообществами, общественными организациями, Волховской районной администрацией, правительством Ленинградской области его проекта историко-культурного комплекса свидетельствуют о его востребованности временем, а его реализация повлияет на судьбу района, улучшит условия жизни населения.
В 2014 году Николаем Ванюшовым и руководителем археологической экспедиции, исследовавшей поселения и погребальные памятники Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, Сергеем Кузьминым была проведена двухдневная научно-практическая конференция «Северная Русь и Балтика в середине ХII столетия». Учёные-историки признали значимость первой победы над шведами в 1164 году, а археологический материал доказал существование Рождественского погоста на реке Вороной в ХII–ХIII веках.
Исторический культурный центр «Воронега», созданный Ванюшовым, за короткое существование столкнулся с множеством трудностей. Создание и благоустройство рекреационной туристической зоны, важной для региона, оказалось делом затратным. Построен храм и благоустроена территория на четырёх гектарах с инженерными коммуникациями, торговыми рядами и детской площадкой – за 17 миллионов рублей. Но впереди реализация новых проектов. Кроме финансирования, требуются смелые административные решения как администрации Волховского района, так и правительства Ленинградской области. Есть мечты построить музей истории Воронова погоста, создать панораму битвы 1164 года, возвести часовню с источником и купелью, подвесной мост через речку, колокольню с народным музеем, дом для мастеров народных промыслов…
Осилим ли? Или нам не дадут реализовать планы, и тогда снова история вновь уйдёт в небытие? Осилим!
Виктор Владимиров
Синопсис
Один из героев произведения, научный сотрудник института материальной культуры Иван Константинович Анисимов, посещает место битвы со шведами, встречается со старожилами, хранящими предания прошлого, находит Первую Новгородскую летопись с текстом описания победы и пытается опубликовать исторический очерк. Однако карательные органы пресекают попытку учёного предать огласке победу над шведами 1164 года…