«Первая читка» – новый проект Ассоциации союзов писателей и издателей. Драматурги, прозаики, поэты будут представлять в Доме Ростовых свои свежие – или ещё недостаточно известные – произведения на суд экспертов и публики.
«Первая читка» дебютировала пьесой драматурга Алексея Макейчика (г. Логойко, Беларусь) «Обживая бетон». Такой выбор вполне в духе времени. О белорусской волне говорят так же, как и о петербургской и уральской школах, белорусские пьесы, широко представленные и в столицах, и в регионах, попадают в шорт-листы не только отечественных, но и международных премий. Алексей Макейчик, драматург, отмеченный на конкурсах «Евразия», «WriteBox» и «Любимовка», – достойный голос этого движения.
«Обживая бетон» – пьеса о «неприятных тридцатилетних»: об инфантильной, пустоватой и довольно склочной паре, которая всю дорогу занимается вялыми разборками на тему «достаточно ли ты меня уважаешь». Они вместе уже пять лет, но энтузиазма сварливости удивительным образом не утратили. Это, собственно, и фабула, и сюжет: пьеса начинается и заканчивается под звук автомобильного видеорегистратора, на одной и той же ноте.
Вряд ли это портрет поколения, но, безусловно, убедительный образ некоторого его среза – постхипстеров, живущих в относительном комфорте мегаполиса, страшно уважающих свои маленькие детские обидки и ни на минуту не озабоченных поисками предназначения или хотя бы большого чувства. К финалу через бетон эгоизма и душевную туповатость пробивается робкий, короткий свет подлинности, честного лирического переживания – пробивается, чтобы снова заглохнуть. Но сигнал тем не менее сверкнул: герои не безнадёжны. Бесспорное достоинство пьесы – в её открытости для разных интерпретаций: апологеты «новой чувствительности» могут трактовать её как драму преодоления детских травм, но возможно – и даже напрашивается – остросоциальное, сатирическое прочтение. Макейчик очень талантливо зафиксировал тип современного межеумочного героя, боящегося любого содержания в себе самом, – но всё же обладающего потенциалом человечности.
Пьесу читали на четыре голоса молодые актёры – студенты Щуки (Высшего театрального училища им. Щукина) – и читали очень хорошо. Обсуждение тоже вышло оживлённым.
По мнению эксперта Милы Деневой, театрального критика, заведующей литературной частью РАМТа, «90 процентов текста – о нарушенной коммуникации». Здесь нет последовательной истории, реплики героев взаимозаменяемы, не привязаны к ситуации, их можно перемещать, – эта специфика позволяет отнести пьесу к новой драме. «Герои не проходят путь трансформации, – говорит Денева. – Они только учатся разговаривать друг с другом. Пока единственная доступная им модель коммуникации – это конфликт, причём не по серьёзным мировоззренческим поводам. Но тема не имеет значения, они развивают сам навык – дать другому закончить свою мысль, просто научиться диалогу как способу коммуникации».
Молодые участники дискуссии оказались более снисходительными к героям и высказали готовность понять их. «Ценность в том, что каждый может идентифицировать себя с ними: у всех бывают глупые заморочки. Если об этом рассказать, то это выглядит ужасной незрелостью, но это бывает у всех», – подчеркнул один из актёров, читавших текст.
На лобовой вопрос, заданный автору: «Они будут вместе, они поженятся?» – автор ответил честно: «Если сумеют друг друга полюбить».
«Первая читка» будет проходить еженедельно. Вход свободный. Адрес Дома Ростовых: Поварская, 52/55, стр. 1.
Елена Костина