Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2022 г.
  4. № 22 (6836) (01.06.2022)
Литература

Ещё раз про нелюбовь

На сцене АСПИ рукописи проходят проверку на прочность

01 июня 2022

«Первая читка» – новый проект Ассоциации союзов писателей и издателей. Драматурги, прозаики, поэты будут представлять в Доме Ростовых свои свежие – или ещё недостаточно известные – произведения на суд экспертов и публики.

 

«Первая читка» дебютировала пьесой драматурга Алексея Макейчика (г. Логойко, Беларусь) «Обживая бетон». Такой выбор вполне в духе времени. О белорусской волне говорят так же, как и о петербургской и уральской школах, белорусские пьесы, широко представленные и в столицах, и в регионах, попадают в шорт-листы не только отечественных, но и международных премий. Алексей Макейчик, драматург, отмеченный на конкурсах «Евразия», «WriteBox» и «Любимовка», – достойный голос этого движения.

«Обживая бетон» – пьеса о «неприятных тридцатилетних»: об инфантильной, пустоватой и довольно склочной паре, которая всю дорогу занимается вялыми разборками на тему «достаточно ли ты меня уважаешь». Они вместе уже пять лет, но энтузиазма сварливости удивительным образом не утратили. Это, собственно, и фабула, и сюжет: пьеса начинается и заканчивается под звук автомобильного видеорегистратора, на одной и той же ноте.

Вряд ли это портрет поколения, но, безусловно, убедительный образ некоторого его среза – постхипстеров, живущих в относительном комфорте мегаполиса, страшно уважающих свои маленькие детские обидки и ни на минуту не озабоченных поисками предназначения или хотя бы большого чувства. К финалу через бетон эгоизма и душевную туповатость пробивается робкий, короткий свет подлинности, честного лирического переживания – пробивается, чтобы снова заглохнуть. Но сигнал тем не менее сверкнул: герои не безнадёжны. Бесспорное достоинство пьесы – в её открытости для разных интерпретаций: апологеты «новой чувствительности» могут трактовать её как драму преодоления детских травм, но возможно – и даже напрашивается – остросоциальное, сатирическое прочтение. Макейчик очень талантливо зафиксировал тип современного межеумочного героя, боящегося любого содержания в себе самом, – но всё же обладающего потенциалом человечности.

Пьесу читали на четыре голоса молодые актёры – студенты Щуки (Высшего театрального училища им. Щукина) – и читали очень хорошо. Обсуждение тоже вышло оживлённым.

По мнению эксперта Милы Деневой, театрального критика, заведующей литературной частью РАМТа, «90 процентов текста – о нарушенной коммуникации». Здесь нет последовательной истории, реплики героев взаимозаменяемы, не привязаны к ситуации, их можно перемещать, – эта специфика позволяет отнести пьесу к новой драме. «Герои не проходят путь трансформации, – говорит Денева. – Они только учатся разговаривать друг с другом. Пока единственная доступная им модель коммуникации – это конфликт, причём не по серьёзным мировоззренческим поводам. Но тема не имеет значения, они развивают сам навык – дать другому закончить свою мысль, просто научиться диалогу как способу коммуникации».

Молодые участники дискуссии оказались более снисходительными к героям и высказали готовность понять их. «Ценность в том, что каждый может идентифицировать себя с ними: у всех бывают глупые заморочки. Если об этом рассказать, то это выглядит ужасной незрелостью, но это бывает у всех», – подчеркнул один из актёров, читавших текст.

На лобовой вопрос, заданный автору: «Они будут вместе, они поженятся?» – автор ответил честно: «Если сумеют друг друга полюбить».

«Первая читка» будет проходить еженедельно. Вход свободный. Адрес Дома Ростовых: Поварская, 52/55, стр. 1.

Елена Костина

 

Тэги: Презентация АСПИ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вернулся с блеском

    19.03.2025
  • Воссоздавая историю

    07.03.2025
  • Прошлое в современном контексте

    26.02.2025
  • Их запомнит история по позывным

    07.02.2025
  • Русский космизм — нематериальное культурное наследие человечества

    03.10.2024
  • Погружение в „оттепель“

    76 голосов
  • О «Гипертексте» рассказали на пресс-конференции

    45 голосов
  • Невероятное подлинное

    17 голосов
  • Серебряный век от и до

    16 голосов
  • Литанонс

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS