Яна Летт – автор молодой, но уже небезызвестный в кругах ценителей фантастики и фэнтези. В ближайшее время выйдет её новая книга – «Препараторы. Сердце стужи». Об этом романе, работе над историями с продолжением и особенностях сегмента young adult писатель размышляет в беседе с корреспондентом «ЛГ».
– Довольно необычно видеть автора с классическим филологическим образованием, работающего в жанре фэнтези. Как вы к этому пришли?
– На самом деле, я здесь не первопроходец. Многие авторы фэнтези получили классическое филологическое образование: Толкин, Льюис, ле Гуин, Роулинг. Думаю, это закономерно: физики обращаются к научной фантастике, лирики – к фэнтези… Хотя те же Льюис и ле Гуин писали и фантастику, а Роулинг – автор детективов, требующих, как мне видится, в определённой степени математического склада ума.
Большую часть моих произведений действительно можно отнести к фэнтези, хотя я люблю экспериментировать – смешивать жанры, добавляя в тексты элементы магического реализма (в «Отсутствии Анны»), постапокалипсиса (в «Мире из прорех»), weird fiction (в «Препараторах»)…
Я с детства чувствовала присутствие чего-то незримого, иного. Думаю, любое искусство прежде всего – о поиске второго (и третьего, сотого) слоя в природе вещей и явлений. Поэтому «Шинель» у Гоголя я люблю больше, чем «Ревизора», а «Донну Флор и её два мужа» Жоржи Амаду – больше, чем «Генералов песчаных карьеров».
Кроме того, я всегда жила книгами и ценила их как лучший способ эскапизма. Фэнтези – эскапизм в квадрате.
А ещё оно позволяет гораздо более полно и открыто говорить об актуальных проблемах реального мира.
– Ваши произведения адресованы аудитории, условно обозначаемой издателями как young adult – «молодые взрослые». В чём специфика книг, рассчитанных на эту категорию читателей?
– Процитирую Филипа Пулмана: «Если бы лошади, собаки, кошки или голуби умели читать, я бы с радостью включил в свою аудиторию и их. Добро пожаловать! Все приглашены».
«Препараторы», например, эксплуатируют тропы YA-литературы, но рассчитаны на достаточно опытного читателя (и возраст здесь – дело десятое). Я писала как young adult («Мир из прорех» и «Пустая»), так и условно «взрослую» («Отсутствие Анны») или условно детскую («История семи Дверей») литературу. Я не случайно говорю «условно»: думаю, фактор возраста читателя переоценён. Я знаю очень юных читателей, которые с упоением читают «Дюну» и Достоевского, и взрослых, которые не читают ничего.
Но существующий тренд на young adult – хороший способ найти своего читателя. Главное отличие YA от подростковой литературы как раз и заключается в том, что он может заинтересовать и подростка, и взрослого. Возможно, формирующаяся сейчас аудитория YA – это эволюция аудитории фантастической литературы: подростки и молодые взрослые часто сторонятся фантастики, она кажется им слишком сложной и закрытой. YA – один из способов вернуть интерес молодой аудитории к фантастике, и, на мой взгляд, пренебрегать им не стоит.
– В ближайшее время у вас выйдет вторая книга фантастического цикла «Препараторы. Сердце Стужи». Расскажите о ней. Насколько тесно вторая книга связана с первой? Можно ли начать знакомство с циклом сразу со второй части?
– «Препараторы» – единая история со сквозным сюжетом, разделённая на три части. Как и в большинстве циклов фэнтези, первая часть трилогии во многом посвящена знакомству с реальностью, в которой живут герои. Без этого ориентироваться в пространстве второго романа будет непросто.
Действие «Препараторов» развивается на континенте Кьертания, много веков назад захваченном Стужей. Стужа – смертельно холодная, искажающая пространство и время, населена необыкновенными и опасными существами, снитирами, живущими сразу на двух слоях реальности – слое Мира и слое Души. Вся экономика Кьертании построена в прямом смысле на костях снитиров – части их тел, не живые, не мёртвые, используются для контроля климата в городах и обогрева жилищ, производства техники, лекарств и протезов, а также становятся предметом экспорта.
Добычей снитиров занимаются препараторы – люди, меняющие свои тела и ежедневно рискующие жизнью в Стуже. Их служба почётна а судьба часто печальна.
Работая над миром Кьертании, я стремилась воссоздать её быт до мелочей – придумывала религиозные обряды, музыкальные инструменты, настольные игры, мифологию… И, конечно, знакомила читателей с героями, намечала основные конфликты и интриги трилогии. Героев в книге множество – во второй части список давно перевалил за сотню, а главных в первой – пятеро. В истории препараторов нашлось место детективным расследованиям, любовным линиям, политическим интригам… Экспозиция всего этого дана именно в первой части, поэтому я однозначно советую читателям начинать с неё.
– Это уже не первая ваша книга, получившая продолжение. Вы планируете части заранее или, завершив книгу, понимаете, что история ещё не рассказана?
– Думаю, чем опытнее автор, тем проще ему представлять, какого объёма текста потребует та или иная история. Когда я работала над своим дебютным романом, «Миром из прорех», я поняла, что дело идёт к трилогии, только на середине первой рукописи. Обнаружила, что ввела слишком много линий – уложить их развитие в одну книгу было уже невозможно…
С «Препараторами» вышло иначе. Мне хотелось поэкспериментировать с множеством рассказчиков, построением масштабного мира… Я хотела уделить много внимания не только развитию характеров героев, но и экономике, политике и быту Кьертании. Мне доставило огромное удовольствие медленное погружение в мир Стужи – и я сразу понимала, что путешествие будет долгим.
– Что вы можете сказать о своём взаимодействии с аудиторией? Получаете ли обратную связь? Читаете ли отзывы? Если да, что вам это даёт?
– Я стараюсь следить за рецензиями, радуюсь, когда читатели пишут мне. Отклики бывают разными: кто-то видит социальную проблематику или отсылки, кто-то делится теориями по поводу сюжета, кто-то – фан-артами или фанфиками, а кто-то рассказывает, как книги поддержали его или увлекли.
Каждый отзыв для меня – особенный. Я чувствую связь с теми, кто читает мои книги. Одна из главных функций литературы, мне кажется, – это утешение. И мне хочется делиться тем, что может поддержать, порадовать и увлечь меня саму.
Так что чтение отзывов многое мне даёт – как минимум заряжает для дальнейшего творчества.
– Вы уже несколько лет ведёте творческую мастерскую для начинающих писателей. Что стараетесь донести до них в первую очередь?
– В первую очередь, что писать – это большое счастье. И если творчество приносит радость, не стоит отказываться от него из-за страхов или неуверенности.
Я много говорю о том, что одно из главных качеств писателя – это упорство. Всевозможных неудач и трудностей будет много, в творчестве по-другому не бывает. С этим можно справляться по-разному, но неплохо бы заранее это принять и выработать собственную стратегию.
Что касается техники – делясь любыми «правилами» или «секретами» мастерства, я не устаю повторять, что искусство всегда делается теми, кто не боится правила нарушать. И именно поэтому знать их и иметь огромный читательский опыт очень важно – только так можно подготовить достойную базу для того, чтобы однажды начать делать что-то действительно оригинальное.
Справка
• Young adult литература (сокращенно – YA, дословно – «молодые взрослые») – популярное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет.
• Weird fiction («вирд фикшен») – литературный поджанр фантастики, возникший в конце XIX – начале XX века. В сюжетах его произведений переосмысливаются традиционные элементы и персонажи жанра ужасов.
• Фан-арт – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства.
• Фанфик – любительское сочинение по мотивам литературных произведений, фильмов, комиксов или компьютерных игр.
«ЛГ»-досье
Яна Летт родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ по специальности «русский язык и литература». С 2015 года ведёт литературную мастерскую. Автор романов: «Мир из прорех», «Отсутствие Анны», «История семи Дверей», «Пустая», «Препараторы. Зов ястреба». Лауреат премий «Новая фантастика», «РосКон», «Интерпресскон».