В Мариинском театре закончился ХХVII международный музыкальный фестиваль-марафон «Звёзды белых ночей», продолжавшийся два месяца (идейный вдохновитель и художественный руководитель – Валерий Гергиев).
Правда, бывали сезоны, когда этот фестиваль был «марафоннее» и шёл целых три месяца. Но всё течёт, всё изменяется. Жаль, что не всегда к лучшему. В труппе Мариинского театра, вне всякого сомнения, есть артисты самого высокого мирового уровня, но всё же хотелось бы на международном фестивале увидеть-услышать и иностранных звёзд. Однако в этом году их почти не было. Отменилась заявленная в «Тоске» сопрано Соня Йончева, странная история произошла с Пласидо Доминго в «Симоне Бокканегра» – о замене великого тенора объявили только перед самым началом спектакля, когда публика уже заполнила зал. Разве что итальянский бас Ферруччо Фурланетто оставался верен фестивалю и петербургской публике, приняв участие в трёх спектаклях и дав сольный концерт. Из оперных солистов других зарубежных звёзд на фестивальном небосклоне не наблюдалось. Если только отнести к ним Анну Австрийскую – Анну Нетребко, которая блистала в «Аиде» в заглавной партии вместе со своим мужем Юсифом Эйвазовым (Азербайджан) – Радамес и восхитительной меццо-сопрано Екатериной Семенчук (Амнерис). Из балетных мировых звёзд в фестивале принимала участие прима-балерина Британского королевского балета Марионела Нуньес, но поскольку в области балета мы по-прежнему «впереди планеты всей», то малочисленность западных танцовщиков тоски не вызвала. Правда, в Концертном зале Мариинского театра давали концерты известные зарубежные солисты-инструменталисты – пианисты Люка Дебарг (Франция) и Нельсон Фрейре (Бразилия), скрипач Кристоф Барати (Венгрия), виолончелист Марио Брунелло (Италия) и некоторые другие. Их участие усилило нотку «международности».
Ещё одним значительным событием фестиваля стало то, что в этом году он принимал у себя некоторые направления XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Пианисты и скрипачи соревновались в Москве, а виолончелисты, певцы и исполнители на духовых инструментах – в Петербурге.
Как бы ни хотелось публике увидеть-услышать именно иностранных звёзд, формально международный статус фестиваля соблюдён, а солистов экстра-класса у нас и у самих хватает. Конечно, мариинские солисты поют-танцуют и в нефестивальных спектаклях, но яркость их талантов и качество исполнения от этого не снижаются.
Итак, «Аида», милая «Аида». Прежде всего приятно и интересно видеть очень красивую постановку, которая, как один из последних мариинских «могикан», дарит зрителям понимание того, каким красивым может быть оперный спектакль, какими выразительными могут быть костюмы: выходит персонаж на сцену – и сразу видно, царь он, раб или герой и какой вообще Древний Египет, пусть в видении художника-постановщика, раз в «натуре» мы всё равно его увидеть не можем. Авторы этой сценической красоты – сценограф Петр Шильдкнехт (1892–1967), Вячеслав Окунев, который возобновил декорации Шильдкнехта и создал костюмы, и режиссёр-постановщик Алексей Степанюк. Последние три десятилетия режиссёры, пришедшие в оперные театры, пытаются отучить публику от сценической красоты и достоверности, но им это плохо удаётся. В большинстве своём зрители хотят красоты в театре. Мода на безликие декорации и современные костюмы в исторических операх почти отучили публику аплодировать сценографам, но в «Аиде» аплодисменты Шильдкнехту и Окуневу звучали не раз.
Ещё один прекрасный мариинский «могиканин» – опера Александра Бородина «Князь Игорь» в постановке Евгения Соковнина (1954) с прекрасными живописными декорациями и костюмами (Нина Тихонова, Николай Мельников (1954). Авторы капитального возобновления – режиссёр Иркин Габитов и художник Вячеслав Окунев. Тут и древний Путивль, и половецкий стан, и пламя военных пожарищ, и хореографический шедевр и хит – «Половецкие пляски» (хореограф – Михаил Фокин (1909). В партии Кончаковны порадовала зрителей блистательная певица и красавица Ольга Бородина. Её Кончаковна – величавая, плавная, томная, но и властная, и страстная – настоящая дочь Половецкого хана. В рамках фестиваля Ольга также исполнила партию Марфы в опере Мусоргского «Хованщина» и спела сольный концерт. После ухода со сцены Елены Образцовой, чья Марфа была недосягаемым вокальным и психологическим шедевром, Ольга Бородина осталась единственной в мире настоящей Марфой. В сольном концерте Бородина исполнила песни и романсы русских композиторов, и она с Екатериной Семенчук – почти единственные, кто даёт концерты камерной вокальной музыки. Если бы не эти замечательные певицы и ещё буквально 2–3 исполнительницы, то новые поколения могли бы уже не знать или, во всяком случае, лично не слышать, что это такое.
Поскольку 19 марта 2019 года исполнилось 175 лет со дня рождения Римского-Корсакова, Мариинский театр отметил знаменательную дату премьерами новых постановок опер классика – «Боярыня Вера Шелога», «Моцарт и Сальери», «Кащей Бессмертный», а также концертными исполнениями «Млады» и «Пана воеводы». Силами Академии молодых певцов Мариинского театра были исполнены программы романсов Римского-Корсакова. Ну, и, конечно, какой же фестиваль без премьер! Порадовала опера Пуччини «Девушка с Запада» в постановке Арно Бернара, он же художник по костюмам в содружестве с Марианной Странска. Дирижер – Фабио Мастранжело. Совершенно неожиданным оказалось, что «Девушка» (Минни – Анна Маркарова, Джек Рэнс – Вадим Кравец, Дик Джонсон – Ахмед Агади) оказалась вполне пуччиниевской в том смысле, что постановщики создали спектакль во времени, о котором писал композитор. Была показана также премьера прошлого сезона – «Фальстаф» Верди, где композитор, прославившийся созданием драматических опер, обратился к жанру комедии. Постановка «Фальстафа» не сказать чтобы идеальная, но, во всяком случае, не режет глаз, ну а ухо, как всё вердиевское, чарует (режиссёр-постановщик – Андреа де Роза, художник-постановщик – Симоне Маннино, художник по костюмам – Алессандро Лаи, дирижёр – Кристиан Кнапп). В концертном исполнении прозвучали опера Александра фон Цемлинского «Карлик» (дирижёр Леон Ботстайн) и современного британского композитора Джоржа Бенджамина «Уроки жестокости и любви» (дирижёр Оливер Зеффман).
Из балетных спектаклей выдающимися оказались творческие вечера премьера Мариинского театра, «летающего корейца» Кимин Кима, ещё одного премьера Владимира Шклярова и спектакли с участием прима-балерины Мариинского театра Виктории Терёшкиной. Кстати, Виктория была партнёршей Шклярова и Кимин Кима на их творческих вечерах. На творческий вечер Кимин Кима билеты спрашивали на всех подступах к Новой сцене Мариинского театра. И не случайно. Помимо невероятных природных данных и выдающегося, отточенного даже в мельчайших деталях мастерства, Кимин Ким обладает уникальной способностью в прыжках зависать в воздухе, игнорируя законы земного притяжения. А прыжки у него тоже потрясающие и высотой, и скоростью, и впечатлением невероятной лёгкости. Но надо отдать должное и педагогам Кимин Кима – бывшим солистам Кировского-Мариинского театра Маргарите Куллик и Владимиру Киму, они, одно время преподававшие в Корее, заметили Кимин Кима и пригласили его в Мариинский театр. В программе творческого вечера Кимин Кима были исполнены I акт балета Минкуса «Дон Кихот» (Базиль – Кимин Ким, Китри – Виктория Терёшкина), картина «В царстве теней» из балета Минкуса «Баядерка» (Солор – Кимин Ким, Никия – Марионела Нуньес) и одноактный спектакль на музыку Баха «Юноша и смерть» в хореографии Ролана Пети (Юноша – Кимин Ким, Смерть – прима-балерина Мариинского театра Екатерина Кондаурова).
Яркой составляющей фестиваля стал балет «Пахита» (премьера 2017 года). К счастью, режиссёрское упрощенчество под видом современности коснулось преимущественно опер. Во всяком случае, «Пахита» предстала перед зрителями во всей своей классической красе (музыка Дельдевеза, Дриго, Минкуса; либретто и хореография Юрия Смекалова, реконструкция хореографии Мариуса Петипа (Grand pas III акта – Юрия Бурлаки). Художник-постановщик Андрей Севбо и художник по костюмам Елена Зайцева тоже постарались, чтобы балет получился живописным и ярким, а молодые солисты Мариинской труппы танцевали его с задором и энтузиазмом.
События фестиваля проходили одновременно на трёх площадках Мариинки (историческая сцена, Новая сцена и Концертный зал, и даже иногда в две смены), а также в менее крупных залах Новой сцены, и билеты на всё были проданы. Значит, «Звёзды белых ночей» сияют не зря.