Автор популярных детективов - бестселлеров, изданных во всем мире миллионными тиражами, Франк Тилье в своих романах не только погружает читателя в непостижимый пугающий мир, но и стремится найти ответы на некоторые судьбоносные вопросы, которые никого не оставляют равнодушными. «Есть ли жизнь после смерти?!» - несомненно, главная загадка, которая стоит перед человечеством. Писатель верит в потустороннюю жизнь, в бессмертие души, в паранормальные явления и сам пытается предвидеть будущее. Бывшему айтишнику удается роль оракула – провидца: в книге «Пандемия» он предсказал эпидемию короновируса за пять лет до ее вспышки, которая потрясла мир. Он общался со своими поклонниками в книжных магазинах Москвы и Петербурга – всего его триллеры и саспенсы переведены на русский. В Париже Франк Тилье дал эксклюзивное интервью собкору «ЛГ» во Франции, в котором рассказал о своем литературном ноу-хау.
-Вместе со 140 писателями вы приняли участие в недавнем книжном фестивале Набережная детектива в Лионе. На этот салон пришли около 120 тысяч любителей триллера, саспенса, хоррора, полицейского романа – больше, чем собирают болельщиков топовые футбольные поединки. Чем вы объясняете огромный интерес к этому литературному жанру?
-Поклонника детективов привлекает затейливая интрига, предложенная загадка, ощущение опасности, которая провоцирует выброс адреналина. Сидя на уютном диване, он вдруг испытывает приступ необъяснимого страха, хотя и знает, что стоит закрыть книгу, тревога исчезнет. Кроме того, саспенс или хоррор позволяют читателю перешагивать рамки скучных будней, участвовать в авантюрах, которые ему недоступны в обычной жизни. Детектив дает нам возможность увидеть неизвестный мир, в котором переступают через общепринятые нормы морали, осуждающие насилие. Детектив – это также снимок нашего общества, который показывает его явные и тайные пороки. Наконец, это чтиво, которое не только развлекает, но и расширяет наши горизонты, позволяет понять человека, который оказался в критической ситуации.
-Для миллионов ваших читателей вы остаетесь писателем - загадкой. Кто вы, Франк Тилье? Представьте, пожалуйста, в нескольких фразах ваш автопортрет.
-Мне 50 лет, из которых двадцать пишу романы и телесценарии, придумываю комиксы. Раньше я был инженером – программистом, и с тех пор у меня по-прежнему научно-технический подход к материалу. Когда мне говорят, что между литературой и инженерией нет ничего общего, я отвечаю: напротив, если сочиняешь детективы, лучше иметь мозги технаря, которые помогают лучше выстраивать сложные и запутанные истории.
-Если верить французским критикам, «Франк Тилье – это гений, который замечательно манипулирует читателями. Сегодня он наш лучший детективщик, автор классических триллеров, рассказывающих дьявольские истории. Тилье играет на наших страхах и нервах, погружает нас в мистический и непроницаемый мир». Похоже на правду?
-Да, эти слова хорошо резюмируют сущность моего мира. Читатели мне говорят: «Из-за вашего триллера я всю ночь не сомкнул глаз!» Я отвечаю: «Замечательно! Значит, он удался!» Думаю, что людям нравятся мои романы. Они знают, что их ждет увлекательный, полный неожиданностей рассказ, который мешает им отложить книгу до тех пор, пока не узнают развязки. Когда я пишу, то постоянно думаю о читателе, хочу, чтобы каждая фраза была ему интересна. Разумеется, очень важен сюжет, над которым я работаю особенно тщательно, привлекая огромное количество материалов.
-На протяжении двух десятилетий каждый год вы публикуете новую книгу, которая становится бестселлером, расходится тиражами в сотни тысяч экземпляров по всему миру. В чем секрет вашего успеха?
-Если бы такой секрет существовал, все бы выпускали исключительно бестселлеры. Конечно, я постоянно ищу новые идеи, новые интриги. Эти поиски требуют огромных трудов. Пожалуй, все-таки раскрою вам свою небольшую тайну (улыбается). Для меня один из ключей к успеху хорошей книги - это эмпатия, сопереживание, связь, которая возникает между читателем и героем с первых страниц романа. Когда герою становится страшно, страшно и читателю. Хочу, чтобы они вместе проживали события на протяжении всего романа. Вот в этом и есть творческий «секрет».
-Убийство, деньги, ревность, соперничество, месть остаются и поныне главными пружинами детектива? Мне кажется, что секс во французских триллерах «незаслуженно» остается «в тени».
Эти темы неизменны со времен греческих трагедий… Люди продолжают убивать ради денег, успеха, славы, амбиций, мщения. К этому списку надо добавить новые мотивы, связанные с терроризмом, кибервойной и соцсетями. Что же касается секса, то и он остается одной из причин преступления. Но французы, которым присуща определенная сдержанность, не любят говорить об интимных вещах. Поэтому он меньше присутствует в наших романах, чем в американских триллерах.
-Почти все ваши книги изданы в России, где они нашли своего читателя, с которым вы встречались во время поездки в Москву и в Петербург. Вас не удивляет такой успех в нашей стране, где по-прежнему любят французскую классику, - Стендаля, Флобера, Мопассана, Золя?
-Нисколько. Классику ценят и во Франции. Но читателям интересны все жанры кроме скучных, им хочется погружаться в неизвестные миры. Если мои романы пользуются большим спросом, значит, они нужны. Понятное дело, что к ним нельзя подходить с теми же мерками, что и к великим произведениям Достоевского. Но именно это разнообразие и составляет богатство литературы. Каждая хорошая книга – это путешествие в неведомое, неожиданные открытия, новые ощущения.
-Некоторые критики Достоевского, включая Набокова, утверждают, что «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы» построены на детективной интриге. Так ли это?
-Для Достоевского главные мотивы творчества связаны с Богом, борьбой добра и зла, нравственностью, а убийство – не более чем предлог, позволяющий коснуться извечных вопросов бытия.
«Не все заканчивается со смертью»
-Вы математик, инженер – программист, человек рационального склада ума. Тем не менее, судя по вашим книгам, Франк Тилье верит в медиумов, ясновидящих, паранормальные явления и даже в чудеса?
-С одной стороны, я картезианец, прагматик, верю в то, что вижу, верю в науку и в прогресс. С другой стороны, я убежден, что в нашем мире существуют явления, которые недоступны науке, нашему пониманию и для меня остаются головокружительной загадкой. К примеру, я убежден, что люди, вернувшиеся «с того света» после остановки сердца, пережили нечто исключительное. Такие примеры известны во всех эпохах, во всех цивилизациях, а наука и сегодня не в силах объяснить этот феномен. Другой поразительный пример. Я знаю, что порой после пересадки сердца человек унаследовал от донора не только его орган, но и некоторые его способности и навыки. Скажем, мужчина, который никогда раньше ни играл на пианино, после трансплантации садился за инструмент и начинал музицировать. Он даже не знал, что его донор был музыкантом. Я хочу верить в такие явления, и, к счастью, они существуют. Если бы наука могла все объяснить, в жизни бы не осталось никаких тайн, никаких чудес.
-В популярном триллере «Пандемия», опубликованном в 2015 году, вы загодя предсказали эпидемию короновируса. Как вам это удалось? Распознали у себя дар ясновидца?
-Действительно, моя книга рассказывает о событиях, которые очень напоминают ковид! Чтобы написать «Пандемию», я обратился за помощью к ученым парижского Института Пастера. Это замечательные специалисты, которые занимаются вирусами и бактериями, а также созданием вакцин для борьбы с эпидемиями. Я поинтересовался у них, какие из вирусов представляет наибольшую угрозу для человека. (Лично я считал таковыми Эболу, чуму и некоторые другие с ужасающими последствиями). Ученые назвали мне вирус, напоминающий вирус гриппа, который, на первый взгляд, казался безобидным, но стремительно распространялся. Вот я его и выбрал для своего триллера. В Институте мне показали план борьбы с пандемией гриппа, который подготовили на случай эпидемии. Поскольку моя книга основывалась на научных исследованиях, она как бы предугадала вспышку ковида.
-Ваш последний роман «Провал» снова затрагивает тему смерти. Что вас больше волнует в этой теме? Есть ли жизнь после смерти? Что становится с нашей душой после того как мозг перестает функционировать?
-Я стремлюсь касаться проблем, которые волнуют нас всех. Для своих книг выбираю сюжет, который рассматриваю с разных точек зрения – научной, этической, общественной. Для «Провала» я выбрал тему смерти. Ученый – технарь во мне говорит: смерть всему конец, ибо после того, как жизнь угасает, тело предают земле. Но мое духовное начало убеждает меня, что не все заканчивается со смертью, что-то происходит с человеком дальше, душа не исчезает бесследно, а остается в мире живых. Верю я и в существование духов - мне случалось переживать тревожные контакты с людьми, которые ушли на тот свет.
-Сегодня 60 миллионов человек в мире неизлечимо больны Альцгеймером, и эта цифра растет в геометрической прогрессии. И ваши персонажи иногда полностью теряют память.
-Это связано, в частности, с ростом продолжительности жизни, а вместе с ней возрастает и число болезней, до которых мы доживаем и которые, в частности, затрагивают наш мозг. Развитие медицины, многочисленные обследования позволяют раньше выявлять различные недуги, и нам кажется, что сейчас мы больше болеем, чем раньше, но это не так. Напротив, я уверен, что в ближайшие годы, благодаря научному прогрессу, мы сможем лечить Альцгеймер и другие дегенеративные недуги, перед которыми медицина сегодня бессильна.
Французы «одичали»?
-В последнее время Францию захлестнула беспрецедентная волна насилия, жертвами которого становятся и стражи порядка, и простые смертные, и даже школьники. Учителям отрезали головы. Во время недавних городских бунтов поджигали мэрии, школы, библиотеки, полицейские комиссариаты. Политики и социологи говорят об «одичании» французов, которые словно потеряли тормоза, о «децивилизации», которая ведет к социально-экономическому распаду общества. Что происходит в вашей стране? Кто в этом виноват?
- Действительно, во Франции быстро растет число актов насилия. Слово «одичание», употребляемое политиками, звучит очень сильно, ибо «дикарь» - это тот, кто не принадлежит к человеческой цивилизации и культуре. Значит, власти признают, что в стране есть категории населения, которые не имеют ничего общего с нашими ценностями и которые находятся здесь для того, чтобы сеять хаос. Слишком много людей чувствуют себя изгоями в обществе, им нечего терять, и чтобы выжить, они прибегают к насилию. Мне кажется, что государство несет ответственность за нынешнюю ситуацию: юридическая система слишком мягкая, СМИ вовсю тиражируют насилие. Преступники, которые не несут должного наказания, думают, что у них развязаны руки и чувствуют свою безнаказанность. Но это явление касается не только Франции, но и всей Европы и части западного мира.
-Не связан ли повышенный спрос на детективы с безудержным ростом криминала?
-Телесериалы, повествующие о преступлениях или серийных убийцах, пользуются сегодня бешеным успехом. То же самое относится и детективным романам, продажи которых постоянно растут. Думаю, что это вызвано не столько ростом преступлений, сколько тем, что они широко освещаются в масс-медиа, на телеэкранах, в соцсетях. Этого могут не замечать только те, кто полностью отрезан от общества. Мне кажется, что у населения возникает некая зависимость, потребность получать, как наркотик, ежедневную дозу насилия.
-Можно ли считать, что детективный роман дает верную картину нашего времени? Или действительность порой еще хуже, чем ее изображают в романах?
-И то, и другое. Я считаю, что благодаря триллеру можно лучше всего узнать страну, ее культуру и нравы, да и всю эпоху. Когда я впервые отправился в Индию, то вместо путеводителей прочитал толстый детектив Викрама Чандры, который мне помог лучше понять индийское общество, его проблемы, то, как живут люди. Но не надо забывать, что детективы – это, прежде всего, романы. Их главная цель - развлечь читателя, дать ему возможность интересно провести время. Что же касается окружающей нас действительности, то она порой бывает настолько мерзкой, что авторам порой приходится ее приукрашивать, чтобы она не вызывала отвращения у читателей.
В постели с Агатой Кристи
-«Агата Кристи доставляет в постели больше удовольствия, чем любая другая женщина», - иронизировала респектабельная британская критикесса Нэнси Банкс-Смит. Почему триллеры, написанные женщинами, более жестоки и безжалостны, нежели те, которые вышли из-под пера их коллег мужчин?
-Очень интересный и сложный вопрос! Не думаю, что женщины более жестоки, но у меня сложилось впечатление, что их больше интересуют психологические моменты насилия, тогда как сильному полу ближе сюжеты, связанные с насилием физическим. Забавно сравнить орудия расправы серийных убийц обоего пола. Мужчины убивают обычно тем, что у них оказывается рядом, - например, ножом или просто душат жертву собственными руками. Ну а слабый пол скорее берет на вооружение различные отравляющие вещества типа яда, он предпочитает находиться на определенном расстоянии от своих жертв. У них скорее умозрительный подход к расправе. Но это лишь мое впечатление, конкретными данными на сей счет я не располагаю.
-Японская писательница Рие Кудан, недавно удостоенная престижной литературной премии Акутагавы, призналась, что в работе над книгой ей помогал чат-бот ChatGPT . Наверное, недалек тот день, когда искусственный интеллект (ИИ) заменит писателя? Не кажется ли вам, что вашей профессии – впрочем, как и моей - угрожает смертельная опасность?
-Напротив, я полагаю, что писатели, как и журналисты, не сказали своего последнего слова. Чтобы передать те или иные чувства, разве не нужно вначале испытать их самим? ИИ едва ли способен сопереживать, страдать, ощущать настоящую радость или горе. Испытывать те же чувства, что и мужчина при появлении на свет своего ребенка, или когда его дочь выходит замуж. Когда я пишу, то постоянно думаю о том, что будет переживать человек, читая мои романы. Боюсь, что научить этому машину чрезвычайно сложно.
Беседовал Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж