Тамара Егорова,
Ялта
Ты попробуй копьё поменять на перо…
Анатолий Мирзоян
Рождение книги – это всегда праздник души. Очередная книга стихов ялтинского поэта Анатолия Александровича Мирзояна «Город нежный мой» − это не только подарок горячо любимому городу, но ещё и стремление познакомить читательскую аудиторию с особенностями своего мироощущения, творческими находками, приёмами стилистики, а главное – несмотря ни на что – утвердить радость бытия. Прикоснувшись к таинствам поэзии этого удивительного человека, обязательно поймешь, какой же на самом деле должна быть настоящая любовь, откроешь секрет, как справиться с собой, стать сильнее, чище и добрее.
Нежное, бережное отношение к своему удивительному городу, горожанам, родным и самым близким людям, нашло отражение в его замечательных стихах и песнях. Поэтический мир Анатолия Мирзояна − это мир захватывающий и завораживающий. Тонко и в то же время эмоционально поэт раскрывает его читателю, вызывая в нём ощущение радости, очарования и тайны. В этом мире нет места фальши, стихи искренни, вызывают восхищение, и безграничную благодарность их творцу. Необычайная прелесть и обаяние поэтического дара Мирзояна-поэта подкупает, находит отклик и приводит к возвышенному состоянию души.
Автор, к тому же Почетный гражданин Ялта, создаёт в этой книге многогранную лирическую проекцию навечно любимой, реально прекрасной Ялты и захватывающий воображение живописный колорит Южного Черноморья: Анатолий Мирзоян очарован её природой, где всё напоминает «поэзию без слов», где царит «мир загадочных тонов», в котором слышишь «перелив цветных симфоний», где «кипарис стоит в почетном карауле, и яхта с моря машет парусом-крылом».
Только здесь, на этой земле, существует земной рай − уверен поэт. Он преданный патриот своего края, которым гордится, и уверенно заявляет:
Не нужны мне ни Канары, ни Багамы −
Был и буду я для них всегда чужим…
и что
Эйфеля с Ай-Петри не сравнить.
Море — ну куда там речке Сене...
Так могут писать о Крыме только его «аборигены», впитавшие в себя с детства неповторимую экзотику Южнобережья. Только живя в Крыму, вобрав его в себя с ранних лет, можно создать поэзию особого колорита и звучания. Душа поэта, его личность как бы растворяются в стихах, высвечиваясь сквозь строки. Она угадывается в манере изложения, в ритмике, в стиле. Когда поэт обнажает душу, когда его стихи не «от ума», а «от сердца», он не может оставить равнодушным читателя, он всегда созвучен с ним и им понят.
Многие стихи и песни этой книги, непосредственно обращенные к этому прекрасному городу, давно уже стали популярными и любимыми. Ялта щедро делится волнами озарений с теми поэтами, кто дарит ей свою любовь.
То, что сборник стихов «Город нежный мой» вышел в свет − не случайность, а великое чудо. Чудо, потому что его автором является человек суровой профессии. Пройдя путь от оперуполномоченного отдела контрразведки Крымского управления КГБ СССР до полковника КГБ, получив звание генерала таможенной службы Украины, посвятив всю свою жизнь служению Отечеству, человек-сталь Анатолий Александрович Мирзоян являет собой уникальное сочетание душевных качеств и обаяния!
Это имя уже давно знакомо нам, ялтинцам. Он − лицо своего замечательного города Ялта, он − его Почетный гражданин, он − часть его души и сердца!
Являясь депутатом четырех созывов, Мирзоян живет жизнью города, участвует в каждом его дне. Он — за процветание Ялты, за сохранение и возрождение ее вековых традиций, за ее чистоту, за ее радушные объятия, в которые она принимает своих гостей, приезжающих, чтобы увидеться с ней и получить заряд бодрости, здоровья и отличного настроения. Он − человек неравнодушный к людям, к их радостям и печалям. Он искренне оказывает поддержку там, где в ней нуждаются. А еще он − интернационалист! Удивительно, но его необъятной души хватает на всех
А.Мирзоян прошёл суровую школу жизни, где шлифовался его характер, испытал боль разочарований и предательств, но не ожесточился, не разуверился в жизни. Он научился отличать добро от зла не по школьным программам, напичканным разным возвышенным вздором, а благодаря сознательному отбору, богатой интуиции и этической чувствительности, изначально заложенной в его душе. А будучи человеком цельным, никогда не изменял ни своим убеждениям, ни своей сути:
Нас учили держать удары
Так, что искры из глаз вылетали,
На чужие бежать пожары,
Даже если туда нас не звали…
Всегда трудно писать о человеке неординарном, творческом, отмеченном печатью таланта, ибо талант − область непостижимого. Я.Гордин как-то высказался, что «люди литературы говорят о себе в своих сочинениях гораздо больше, чем могут сказать о них самые дотошные биографы». В основной своей массе стихи Анатолия Мирзояна ― автобиографичны и я бы даже сказала исповедальны.
Годы взросления, совпавшие с крушением идеалов, впитанных с детства, не сломили, не заставили отгородиться от жизни, хотя «ветер перемен сдул по сторонам все, что было дорого и ценно…». И надо было в новых условиях не только жить, но и найти своё место в жизни. Ломались представления, переоценивались ценности, выстраивалась личность:
В той волчьей стае не был я свободным,
Но и в рабах я не был никогда…
Автобиографичность многих стихов поэта раскрывает перед читателем человека искреннего, сознающего свою причастность ко всему сущему в мироздании, но глубоко ранимого людской пошлостью и страдающего от несовершенства мира, «где на силу добра давят злобы сто тонн…». О чём бы он ни задумывался: о близких людях или о далёком прошлом − это всегда остропроблемно, ёмко и образно.
Поэта нельзя назвать «тихим лириком», поскольку в его лирических стихах слишком осязаем пульс времени. Отсюда ― отрывистость тона, сила и надлом его поэтического голоса:
Это время меня задело,
Это время меня взбесило…
Гражданская лирика поэта – это не просто констатация каких-либо событий или фактов, а собственные мучительные переживания, проверенные личным опытом. Бескомпромиссность суждений, нравственная оценка различных сторон жизни раскрывают глубину и цельность натуры автора, неординарность мышления,
В последние годы на первый план творчества поэта всё чаще выступают стихи, пронизанные мятежными интонациями вызова, откровенной иронии, горечи и сарказма. В них присутствуют, органично переплетаясь, яркая метафоричность и неожиданная рифмовка. Жизнь научила принимать удары судьбы и отвечать на них.
Поэту трудно осознать очень непростую, очень нелёгкую прозу жизни. В нём бурлит возмущение духа, как следствие лично пережитого, выстраданного на его долгом пути, а в строках звучат ностальгические нотки.
Эта горечь никуда не исчезает и тогда, когда он берёт на себя ответственность за эту горькую правду: тогда со всей очевидностью воплощается решительное волевое начало, резкость словесных жестов и словосочетаний. Настоящая поэзия не должна быть вялой, инертной, она немыслима без властного волевого порыва.
Надоело ошибаться в людях,
Надоело мордой об асфальт...
Максималист по натуре, автор категоричен и в суждениях. В тональности его поэтических строк сквозит уверенность знающего себе цену человека, презирающего полутона и намёки. Его жесты решительны и свободны от тумана сомнений. Но когда читаешь его поэтические тексты, будь то стихотворения или песни, ощущение лёгкости, органичности естества не покидает, и, кажется, что слова писателя текут сами собой, без сознательной работы над ними.
Поэты – мера бытия, и труд поэта – это, конечно, не подбор рифм позвучнее, не просто выражение своего собственного внутреннего голоса. Это, прежде всего, постоянная способность глубоко сопереживать тому, чем живут люди. У Мирзояна нет мелких тем, его взволнованный поэтический голос звучит злободневно и актуально.
Общеизвестно, что дети видят мир особенно ясно и непредвзято. В них нет ещё накопленных с годами штампов и наслоений. Так и в стихах этой книги многое увидено, как бы впервые и передано с пленительной непосредственностью, с ощущением первооткрытия и новизны. Однако в этих стихах чувствуются и острота зрения, и лирическая глубина, и размышления зрелого ума.
Тема любви пронизывает всю книгу. Душа, истомившаяся по нежной радости, по тихому и загадочному слиянию душ, по счастью сопереживания с любимой раскрывается настежь в любовной лирике поэта. Для автора тема любви − особая тема. Чтобы почувствовать поэта, надо услышать биение его сердца. Здесь всё пропущено через него, здесь всё пережито и выстрадано. А без страдания ничего духовного не рождается.
Любовь — не по морю бочкою плыть, −
По курсу грести до пота…,
утверждает поэт. Ведь любовь – это не только дар Божий, но и способность пронести ее через всю жизнь, оберегать и прикладывать определённые усилия, чтобы, не дай Бог, не потерять в лабиринтах быта. Много стихотворений в книге автор посвятил своей горячо любимой жене. С какой нежностью, восторгом и благодарностью звучат его поэтические интонации, когда он обращается к ней:
Давно мы друг из друга состоим.
И нас не разделить на половины.
И это потому, что я любим.
И это потому, что ты любима!
Проза жизни входила в стихи о любви так естественно, вольно и органично, что становилась поэзией жизни. И нельзя не заметить, что именно в этих «бытовых» стихах звучат самые высокие слова о любви и преданности, о жизни и смерти. С годами жена для автора становится ещё ближе и роднее, потому у поэта и ощущение того, что они слились в одно целое. «…На двоих у нас одно — одно сердцебиение», − трепетно заявляет он. Жена для поэта и друг, и любимая, и Ангел-хранитель, и Берегиня домашнего очага. «От рожденья судьба нас друг к другу вела», − убеждён поэт. Сквозь тоску ожиданий, сквозь шёпот прощаний мы вслед за поэтом попадаем в мир, где любовь ― как свет на пути, или как кровоточащая рана, и с нею, только с этим чувством жизнь обретает смысл:
Если я пробегаю по жизни рекой −
Твое сердце — мои берега…,
Сколько трепетной нежности заключено в этих строчках. Превосходно пользуясь своим врождённым артистизмом, поэт подкупает какой-то глубокой, светящейся в нём задушевностью.
Притягательную силу личного обаяния Мирзояна чувствуют почти все, кому пришлось так или иначе встретиться с ним в жизни. Многие ощутили в трудные минуты своей жизни его совет, его деликатную помощь.
Это вполне зрелый поэт с определённым жизненным опытом и нравственными установками, с достаточным потенциалом для дальнейшего развития, творческие возможности которого, на мой взгляд, ещё не исчерпаны. Стихи его свежи, молоды и непосредственны, а значит, он не устаёт удивляться миру и восхищаться его гранями. Молод только тот, кто находится в процессе становления, в процессе роста, кто продолжает развиваться, не смотря на возраст.
Книга его − о жизни человеческого сердца, человеческой совести, об исканиях истины в нашем чрезвычайно сложном мире. Потому-то, наверно, в его поэтических строках так остро ощущение жизни, столь достоверны образы, естественны все детали. Потому-то в них так рельефно лирическое начало, которое делает стихи живыми, неповторимыми, индивидуальными, а поэта − удивительно близким и созвучным читателю. Всё, о чём пишется, глубоко осмыслено и понято с максимально ясным видением, всё пропущено через своё собственное «я».
В книге нет болезненного пессимизма, высокомерного скепсиса, так часто мелькающих в поэзии современных авторов. Не чувствуется вычурности, самолюбования и завышенной самооценки, напротив: книга пронизана надеждой, оптимизмом, радостью бытия, искорками юмора и светлой грустью. Что заставляет быть требовательным к себе, сомневаться в достигнутом. Именно такая позиция помогает Анатолию Мирзояну накапливать творческий потенциал и открывает ему широкую дорогу в загадочный и удивительный мир поэзии.
Он может в одной строфе воплотить и зрительный, и звуковой образы, а в энергетике строк через край бьёт неукротимый темперамент жизнелюба:
Годы, собранные в долю, −
Ожерелье на груди….
Чем же так покоряют читателя доверительно-искренние, а порой импульсивно-взрывные стихи Анатолия Александровича? Секрет кроется, очевидно, в самом характере поэта, в его отношении к окружающему миру, что высвечивает состояние поразительной влюблённости автора в жизнь.
К искусству слова обычно обращаются люди думающие, глубоко чувствующие, неравнодушные к окружающему миру. Успеха добиваются поэтически одарённые натуры, которым есть что сказать и как сказать. Мир поэзии Мирзояна – это мир добра и света, открытых чувств, веры и любви ко всему сущему на земле. Перед читателем открываются лабиринты души автора. Тонкий лиризм, неожиданные образные ассоциации гармонично соединяют мягкую грусть с динамической экспрессией, часто подкреплённой своеобразным ритмическим рисунком:
За грехи мои, Бог,
Ты спроси с меня много и строго,
Только маму мою у себя сбереги…
Необычайная душевная мудрость – вот, пожалуй, главное, что чувствуешь, читая эти строки.
Помимо живописно-пластической палитры поэту также доступна и музыкальная. Такая универсальность придаёт ещё большую глубину его поэтическим творениям. О чём бы ни писал автор, в его стихах присутствуют неповторимо нежная, глубоко лиричная мелодийная интонация и подкупающая откровенность. Стихи поэта необычайно гармоничны, поэтому многие его поэтические творения хочется напевать.
Галактион Табидзе как-то сказал, что у каждого предмета и явления в природе есть своя музыка, своё звучание и что он слышит эту музыку предметов и явлений. Всякий подлинный поэт воспринимает тончайшие нюансы этой музыки бытия, улавливая её тональности, чтобы воспроизвести это на струнах своей души. Пример такой полифонической поэзии – Тютчев, Блок, Рильке.
Поиск своей дороги в нашем сумеречном времени, когда культивируются пошлость, разнузданность, откровенное хамство, – ещё одна тема поэзии А.Мирзояна. Постижение себя, вечный зов познания, поиск пути − удел живущих на Земле. Дорога извилиста и неисповедима. Награда идущему – обретение своей цельности, своего Имени. Поиск своей «шкалы ценностей» и своего пути, переосмысление жизненных мерок, когда с особой силой ощущаешь свою ответственность перед временем и народом, сформировали характер, закалили волю будущего поэта и наполнили новым смыслом его жизнь. Поэт ведёт нас по своему пути, который мы прослеживаем в его книге.
Автор − поэт многоплановый, неравнодушный к различным сферам бытия, к самым разнообразным сторонам нашего времени, к той трудной эпохе, сквозь которую проходит его путь. В его сердце с болью отзываются все «язвы» нашего общества. Его мироощущение цельно и всеобъемлюще. Поэт видит свою цель в том, чтобы постичь, пропуская через свою душу, окружающую жизнь, будь то высокие истины мироздания, или низкие побуждения человеческой души. Но суть его личности даже не в собственной литературной одарённости и стремлении вникнуть и постичь, активно вторгаясь в действительность, а в той внутренней воле, которая отворяет душу настежь и располагает к исключительному доверию. В стихах поэта звучит непоколебимая вера в торжество справедливости, добра и красоты:
Я сегодня кораблям в пути
Паруса надеждой наполняю…
На крымском литературном небосводе загорелась новая звезда – книга яркого и запоминающегося поэта–ялтинца Анатолия Мирзояна «Город нежный мой», при чтении которой ощущаешь мощную позитивную энергию, от которой становится радостно и тепло на душе. Несомненно, есть люди, которым эта книга нужна, как глоток воздуха, как спасительная соломинка. И как замечательно, что среди нас есть ее создатель, всегда верящий в обыкновенное чудо − любовь. И пусть те немногие, кто прикоснется к этой книге, откроют для себя новый, богатый чувствами и красками мир поэта Мирзояна. Это заслуженный подарок родной Ялте. Уверена, что поэтический голос Анатолия Александровича будет услышан, и книга найдёт своего читателя.