Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Культура

Есть время для театра

Фестиваль в Сызрани не обошёл тему СВО

30 октября 2025
Сцена из спектакля «Маскарад» / ПРЕСС-СЛУЖБА СЫЗРАНСКОГО ТЕАТРА ИМ. А.Н. ТОЛСТОГО

Виктория Пешкова

Фестиваль «Время театра» в четвёртый раз собрал в Сызрани тех, кто без сцены своей жизни не представляет, независимо от того, по какую сторону рампы протекает его жизнь.

«Время театра» приходит в Сызрань раз в два года. Фестиваль конкурсный, так что для его участников это ещё и время для серьёзного разговора о мастерстве, о переменах, происходящих сегодня в искусстве, и тех вызовах, на которые предстоит ответить российскому театру, о том, для чего публика сегодня приходит в театр и насколько он оправдывает её ожидания. На обсуждениях спектаклей порой кипят нешуточные страсти и ломаются копья, но сомнений в том, что мы вместе делаем общее дело, не возникает никогда.

Фестиваль ищет свою дорогу, руководствуясь шекспировским наставлением – держать в руках зеркало, являющее «всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Интерес к нему растёт: в этом году заявки прислали более сорока театров, и экспертному совету было нелегко выбрать семь постановок, составивших фестивальную афишу. Хотелось актуальности высказывания: зритель должен видеть на сцене то, что происходит и в его жизни.

Драматический театр города Вольска привёз «Шкаф» по пьесе Вадима Леванова в постановке Олега Загумённого. Пьеса 1990 года была дебютом драматурга, не лишённым логических недочётов. Но конфликт с тех пор остроты ничуть не утратил – почему и для чего двое связывают свои судьбы. Многочисленные скелеты лихо выпадают из старинного шкафа, доставшегося молодожёнам от прежних владельцев квартиры, заставляя их отвечать на непростые вопросы. Самым эффектным окажется появление Старухи, эдакой Пиковой дамы, видящей всех насквозь. А работа актрисы Елены Кандауровой будет отмечена как лучшая женская роль второго плана.

Театр кукол «Джангар» из Элисты познакомил со своим прочтением «Евгения Онегина». Режиссёр Алексей Сарангов отважился «перевести» его на язык трагифарса, едва ли не самого сложного из театральных жанров. Получилось азартно, но, пожалуй, чересчур громко и энергично. Постижение романа требует большей вдумчивости. Впрочем, «домашняя работа» с первоисточниками видна – в куклах-масках угадываются близкие друзья Пушкина: князь Вяземский и его жена Вера Фёдоровна, Дельвиг, Нащокин, Жуковский. Артисты, почти ровесники главных героев, попытались найти свои ключи к «энциклопедии русской жизни», наблюдать за их поисками было любопытно. А Алексей Гриценко (Онегин) и Игорь Шургинов (Ленский) были признаны лучшим актёрским дуэтом.

Драматург Артём Казюханов попробовал представить, как могли бы развиваться события за границами текста пушкинского «Выстрела». Постановка Евгении Текиджи-Хамбурьян в Мичуринском драматическом театре заявлена как спектакль-воспоминание постаревших Графа и Белкина о делах давно минувших дней. Дружба, страсть, предательство, душевная трусость, желание доказать собственное превосходство – известный со школы сюжет становится своего рода ариадниной нитью по тёмным закоулкам человеческой души. Версия театра не даёт ответы на все возникающие у зрителя вопросы, но пищу для размышления над главным подбрасывает – всё ли, что мы именуем дружбой и любовью, является ими на самом деле. Художнику-постановщику Василисе Кутузовой «Выстрел» принёс приз за лучшую сценографию.

Волгоградский Новый экспериментальный театр (НЭТ) привёз пьесу белорусской писательницы и драматурга Влады Ольховской «Мама, это призрак, и мы поженимся» в постановке Алексея Селезнёва. Энергичная маман берёт в руки судьбу единственного сыночка: хитростью разрушает его отношения с девушкой, которая, с её точки зрения, ему не пара, и подбирает подходящую невесту. Сыночек переживает, но отстаивать право на собственную жизнь как-то не торопится. Такими историями заполнены телеэкраны, соцсети, блоги. В жизни они редко завершаются благополучно, и драматургу приходится призывать на помощь мистику. Вышла весёлая и едкая сказка, урок для добрых молодцев. Ну а «учительница», которая его преподнесла, заслуженная артистка России Алла Забелина, получила заслуженную награду в номинации «Лучшая женская роль».

Теперь о главном. Организаторы фестиваля решили, что не может современный театр обойти стороной тему СВО. Говорить о событиях, разворачивающихся буквально на твоих глазах, всегда непросто. Пьесы о Великой Отечественной стали появляться только к середине 60 х годов, спустя почти два десятилетия после Победы. Но XXI век диктует другие скорости принятия решений. Да, язык которым театр сможет говорить со зрителем о том, чем мы сегодня живём, только складывается. Именно поэтому так важны самые первые слова, которые уже сегодня звучат со сцены.

Национальный молодёжный театр Башкортостана им. Мустая Карима (Уфа) представил постановку Рустема Хакимова «Одной жизни, видно, мало» по пьесе Мунира Кунафина, в основе которой судьбы реальных людей, добровольцами ушедших защищать страну от новых фашистов. Спектакль шёл на башкирском языке с переводом, но, в сущности, в нём всё было понятно и без него. Что это было – докудрама? притча? баллада? эпос? И нужно ли эту историю вгонять в какие-то жанровые рамки, если люди в зале не скрывали слёз и не жалели ладоней? Артисты из Уфы были признаны лучшим актёрским ансамблем, а Байегет Мухарлямов, сыгравший Кагармана, удостоен приза за лучшую мужскую роль.

Спектаклю Театра Российской армии «Данькина каска» по пьесе Егора Черлака не привыкать колесить по городам и весям. Его чаще играют в госпиталях, в тренировочных лагерях и даже у самой «ленточки», чем в привычном театральном зале. Автор в своё время ушёл в народное ополчение ДНР. И там понял: сегодня бойцам нужен такой же неунывающий товарищ, каким для их дедов был Василий Тёркин. Так родилась история о Даниле Гимнастёркине, тоже в стихах. Диана Борина, подарившая ей сценическую жизнь, получила награду за лучшую работу режиссёра.

«Маскарад», поставленный Александром Лебедевым в Сызранском драматическом театре им. А.Н. Толстого, принёс хозяевам сразу две награды. Евгений Шеховцов, сыгравший Шприха, был отмечен за лучшую мужскую роль второго плана. А спектакль удостоен Гран-при. В сегодняшних реалиях драма Лермонтова получает новое измерение. Злополучный браслет стал пусковым механизмом для фейка, который стоил ни в чём не повинному человеку жизни. Ложь легко придумать, приятно разносить, ещё приятнее в неё верить. Не собственные ли отражения увидим мы в поднесённом нам зеркале? А если так, значит, «Время театра» прошло не напрасно…


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гимн Великому городу

    30.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • Сирень расцветает осенью

    09.10.2025
  • Услышать звук колокола…

    24.09.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS