Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2020 г.
История Станционный смотритель

Эстетика Тона

Главный зодчий железных дорог создал уникальный архитектурный стиль

01 июля 2020
Под дебаркадером Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге, 1851 год

«Стоял у истоков железных дорог в России» – так мы говорим об инженерах, о правительственных управленцах, об экономистах. Так мы говорим о царе Николае I. И совершенно справедливо. Так можно сказать и о первых путевых рабочих, строителях, которым посочувствовал поэт Николай Некрасов в хрестоматийном стихотворении под названием «Железная дорога».

 

Всё это верно. Но мы часто забываем, что железная дорога – это не только чугунка, не только пути, но и вокзалы, пристанционные дома, мосты – то есть по большому счёту архитектура. И если говорить о главном железнодорожном зодчем России в XIX веке, наверное, неоспоримой будет фигура Константина Андреевича Тона (1794–1881) – пожалуй, самого плодовитого архитектора времён Николая I, который создал собственный стиль, часто называемый «русско-византийским». К сожалению, мы редко его вспоминаем, говоря о становлении железнодорожного дела в России, хотя для многих из нас именно с его зданий и интерьеров начиналось первое путешествие в поезде. А уж если вспомнить, для скольких поколений русских людей тоновские вокзалы стали «вратами» в мир скорости, комфорта и современной техники, в мир, которым предстала для русских людей 1840-х железная дорога…

Он родился в Петербурге, в давно обрусевшей немецкой семье. Подростком был принят в воспитанники Императорской академии художеств и архитектурному искусству учился у знаменитого зодчего Андрея Воронихина, который считается создателем русского ампира – стиля гармоничного и строгого. От воронихинской эстетики один шаг до классической античности. И Тон всерь­ёз увлёкся архитектурными древностями Рима и Эллады, много путешествовал и даже получил регалии Римской археологической академии. Он известен как творец таких эпохальных сооружений, как московский храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата, как Екатерининский собор в Царском Селе и, увы, несохранившаяся пятиглавая Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге… Но нас интересует «железнодорожная страница» в долгом и блистательном послужном списке зодчего.

30-Konstantin_Thon_1820-th.jpg

Портрет  Константина Тона, художник  Карл Брюллов

Строить Петербургский вокзал в Москве намеревались сначала на Тверской заставе, потом в районе нынешней Трубной площади, но в конце концов выбрали для этой цели Каланчёвский пустырь. В архитектурном конкурсе участвовали Александр Брюллов (брат знаменитого художника), академик Николай Ефимов и Константин Тон. В январе 1844 года утверждён был именно его проект: императору зарисовки Тона приглянулись – и началось строительство. Такой же вокзал возводили в Петербурге – на новой Знаменской площади, к проектированию которой приложил руку сам император. Тон применил в своём проекте мотивы ратушей западноевропейских городов. Кульминация главного корпуса – башня с часами, которые расположены над парадным входом в вокзальное здание. В начале 1850-х в Петербурге уже стоял новенький, с иголочки, Московский вокзал, а в Москве, на Каланчёвке, – Санкт-Петербургский.

Строительство проходило не гладко. Отвечал за него министр путей сообщения Пётр Клейнмихель. Они с Тоном не нашли общего языка. Два русских немца до бесконечности спорили о кирпичной кладке. Какой ей быть – с тонкими швами, как желал министр, или с более основательными, как предлагал Тон, опасавшийся за сохранность здания во время вибрации при отправлении поездов… В конце концов обиженный Тон отстранился от строительства. Продолжил его курировать по чертежам Тона архитектор Рудольф Желязевич – менее маститый, зато более сговорчивый. Но славу автора вокзалов, интерьеры которых напоминали царские чертоги, заслуженно пожинал Тон.

Два вокзала-близнеца (хотя питерский чуть шире, чуть больше) выглядят удивительно уютно, по-домашнему. В таких домах хочется побывать в гостях. Как необходим этот ампирный уют тысячам пассажиров, спешащим к поезду или ожидающим его прибытия… Встречающим, провожающим, да и просто проходящим мимо вокзала ласкают взор эти гармоничные очертания.

Эти вокзалы не раз расширялись и переустраивались, но их архитектурный облик, заданный Тоном, остался неизменным. Это классика, привычная, всеми любимая и потому неприкосновенная. Есть в наших столицах вокзалы и понаряднее, и пограндиознее. В их замысловатых чертах отразились архитектурные искания разных времён. Но эталон, изначальный образец всё-таки создал Тон в николаевские времена. Такова история русских железных дорог – и имя первого зодчего в её скрижали вписано навечно…

Кроме этих двух знаменитых вокзалов Тон построил здание Кругового депо Николаевской железной дороги в Москве и корпуса деревянного Царскосельского вокзала в Петербурге (в наше время на месте этой постройки красуется Витебский вокзал). Именно от его перрона в октябре 1837 года отошёл первый в России поезд из Санкт-Петербурга в Царское Село. Самый первый поезд! А в здании кругового депо в наше время располагается книжный клуб. Этот комплекс зданий, глубоко продуманный Тоном, к сожалению, сохранился не полностью. Там располагались мастерские – и мелкие, и огромные. 20 паровозных гнёзд! Тон был убеждён, что и такое – рабочее по сути – здание должно выглядеть парадно. Ведь железная дорога в XIX веке воспринималась как чудо. Обыденная архитектура здесь не годится…

Тон безошибочно ощущал сущность вокзалов – и, как художник, выразил её в силуэтах своих зданий. Вокзальные корпуса должны быть одновременно деловитыми, торжественными и праздничными. Всё это есть в воплощённом железнодорожном каноне Тона. Он создавал эстетику наших железных дорог. Его работы надолго определили стиль русской железнодорожной архитектуры: практичный и в то же время нарядный. Своеобразную эстетику, в которой ренессансные мотивы сочетались с древнерусскими узорами.

В 1855 году, после смерти императора Николая I, оба вокзала, как и железная дорога, которая их соединяет, получили имя монарха. Тона он любил и понимал, как никто другой. В наше время на фасадах Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Санкт-Петербурге установлены памятные доски в честь замечательного зодчего. Даже сейчас в архитектуре современных вокзалов нетрудно разглядеть отзвуки творчества Константина Тона. Башенки, часы в центре композиции – теперь это навсегда вокзальная классика. Так и должно быть: ведь традиция для зодчих – это основа основ. Как фундамент – для здания. А Тон был первым русским железнодорожным архитектором – а это великая честь и память на века.

 

Тэги: Память Война Замостьянов Арсений
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Владимир Бушин: «1941 год – фундамент Победы»

    173 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS