Известный итальянский журналист и учёный Элизео Бертолази, живущий в Милане, на днях сообщил: в Риме обнаружена картина «Красная звезда», автором которой предположительно является великий русский писатель.
Описывая эту находку как сенсацию, он отмечает: «Гоголь пишет маслом на холсте, стремясь к максимальной передаче цвета, нечто вроде выпукло нарисованной красной звезды, полной слоёв красок, которая доминирует и как будто вылетает из картины на фоне тёмно-синего неба и леса чёрных деревьев. Что хотел сказать этим Гоголь? Зачем в звезду проникает чей-то чёрный хвост? Возможно, так представлялось ему Зло?» – спрашивает итальянский автор.
«Мы не знаем, – продолжает Бертолази, – сколько времени потребовалось ему, чтобы написать эту картину. Мы не знаем, каковы превратности судьбы картины, когда она была завершена. Вероятно, во время одной из своих многочисленных поездок по Европе писатель решил избавиться от неё, чтобы не добавлять постоянно в ручную кладь. В любом случае картина оказалась в Риме, в частном доме».
Мусорщик-коллекционер
Нынешний хозяин полотна, по словам Бертолази, – римлянин Леонардо Пескайоли. Среди предыдущих её владельцев был польский писатель Густав Херлинг, который поселился в Риме в конце Второй мировой войны, а затем переехал в Лондон в 1947 году. Пескайоли, в свою очередь, рассказал, как картина от польского писателя попала в руки его деда Леонардо Поселла.
«После Второй мировой войны мой дед, выходец из Калабрии, – сообщил Пескайоли, – поселился в Риме в поисках работы. Вскоре он стал мусорщиком. Скромный по происхождению, он был очень приветливым человеком и за короткое время подружился со многими людьми: в то время, я говорю о начале 1960-х, мусорщики обычно заходили непосредственно в дома, чтобы собрать мусор. Так, дедушка много рассказывал мне об известном комедийном актёре Тото, с которым у них установились прочные доверительные отношения.
Дед работал в районе посольств. И однажды к нему обратился французский дипломат, имени которого я не помню. Именно этот человек предложил увлечённому искусством Леонардо купить у него две картины по символической цене, чтобы поддержать его материально, зная их истинную цену. И дедушка купил их. Это были Шагал – масло на картоне – и картина Гоголя.
Он всегда говорил мне, что заплатил за них очень мало, хотя и осознавал их ценность. Его друг-дипломат несколько раз озвучивал ему истинную стоимость картин, когда с восхищением показывал их у себя дома на стене. Мой дедушка никогда не хотел расставаться с ними, обещая мне, что после его смерти я их унаследую».
Для установления подлинности уникальной картины Пескайоли пригласил эксперта, который был не только знатоком искусства, но также известным графологом, – доктора Либерати. Президент Союза искусствоведов Европейского союза, искусствовед, архитектор, преподаватель истории искусств, он подтвердил подлинность картины Гоголя.
В Риме – среди художников
«Я хотел бы, чтобы уникальная картина стала широко известна, и в первую очередь, конечно, русским. Разумеется, если кому-то интересно, я всегда могу показать и картину, и экспертный документ, подтверждающий её достоверность... Ну а нам всем остаётся ещё раз удивиться таланту русского писателя Гоголя», – с восхищением пишет Бертолази. Он считает, что факт обнаружения картины доказывает, что Гоголь был ещё и художником. Однако на самом деле в России опыты гениального писателя в живописи давно и хорошо известны.
Как мы все знаем, Гоголь долгое время жил в Риме, где он написал «Мёртвые души». В знаменитом кафе «Греко» на римской улице Кондотти над столиком, где любил сиживать русский писатель, висит небольшой медальон с изображением Гоголя. На улице Феличе, где он жил, установлена мемориальная доска. Поэтому в самом факте обнаружения именно в Риме картины, которая приписывается гению русской литературы, в принципе нет ничего удивительного. Тем более в кругу художников Гоголь был своим среди своих. Он интересовался живописью и, по определению историка литературы Павла Анненкова, «сам порядочно рисовал». Александра Осиповна Смирнова-Россет писала: «Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург. Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчётливо и красиво срисовывал.
– Как вы хорошо рисуете! – сказала я.
– А вы этого и не знали? – отвечал Гоголь.
Через несколько дней он принёс мне нарисованную пером часть церкви очень искусно».
«Рим, наш чудесный Рим!»
Влюбился в Италию Гоголь ещё в отрочестве. В «Книге всякой всячины, или Подручной энциклопедии», которую он составлял, будучи подростком, было множество изображений античной архитектуры и утвари, которые юный Гоголь подписывал по-итальянски. Побывав впервые в Риме в 1837-м, Николай Васильевич сразу же пришёл в восторг. «Но Рим, наш чудесный Рим, рай. этот Рим увлёк и околдовал меня. Не могу да и только из него вырваться», – писал он другу детства Александру Данилевскому в июне 1838 года. А итальянских художников Гоголь просто обожал! Больше прочих ценил Рафаэля. «Для наслаждений художнических ты не можешь себе дать никакой идеи, что такое Рафаэль. Ты будешь стоять перед ним, безмолвный и обращённый весь в глаза», – делился он римскими впечатлениями с тем же Данилевским.
В Риме Гоголь постоянно вращался среди живописцев из России, которые в те времена ездили туда на стажировку. Петербургская академия художеств отправляла их в солнечную Италию совершенствоваться в живописи. На известном дагерротипе «Гоголь с русскими художниками в Риме» Николай Васильевич находится в самом центре.
Рисовал с детства
Как отмечали исследователи его биографии, Гоголь действительно пытался учиться живописи, однако все его попытки остались незавершёнными, хотя склонности к рисованию у будущего писателя были с детства. Сохранилась страница из тетради 12-летнего Гоголя по ботанике с очень точным изображением лугового растения пижмы (тысячелистника). Известно также изображение троящегося пушкинского профиля, сделанное Гоголем в начале 1830-х годов. Некоторые исследователи творчества писателя отмечали, что в середине XIX века слухи о том, что Гоголь лично иллюстрировал свои произведения, были весьма популярны у читающей публики. Многие рисунки к книгам Гоголя необоснованно приписывались ему самому.
«Понадобились усилия многих исследователей, чтобы доказать: в действительности Гоголь не мог быть автором этих иллюстраций. Он немного рисовал пером и карандашом, неплохо умел копировать, но его мастерство всё же оставалось на уровне дилетанта. Хотя для второго издания «Мёртвых душ» Гоголь действительно сам оформил титульную иллюстрацию – виньетку. Она иногда повторяется и в современных изданиях», – отмечает автор статьи о Гоголе-художнике Анна Вчерашняя.
«На обложке первого и второго издания романа-поэмы (1842, 1846 гг.) на жёлтом и чёрном фоне Гоголь сам рисует образы-символы повествования: натюрморты (поднос с рыбой, бутылки с рюмками), сельскую сценку (домик с колодезным журавлём), театральные греческие маски и лиру, танцующий силуэт со стаканом в руке, черепа, погребальную египетскую маску; наверху выделяется летящая тройка», – пишет знаменитый литературовед и лингвист Юрий Лотман.
Для нас, наверное, совсем не так уж важно, каким художником был на самом деле Гоголь и какова ценность его картин и рисунков с точки зрения искусствоведов. Он стал великим живописцем в литературе. Хотя, конечно, и любой его «дилетантский» набросок на бумаге или какой-нибудь цветочек на полотне тоже бесценны.
Владимир Малышев