На канале РБК много своеобразного. И система ценностей у них особенная, и представление о том, что такое гражданин, – тоже своё. Каждый год канал вручает премии наиболее значимым, по его мнению, персонам. Номинаций несколько. Среди них – «Гражданин года». Если раньше по-некрасовски считали, что гражданин – это «Отечества достойный сын», то ныне степень гражданственности, похоже, измеряется способностью противостоять этому самому Отечеству. В этом состоит «гражданское мужество». Номинируют и премируют, судя по претендентам (А. Кудрин, Л. Шлосберг, Г. Мельконьянц и др.), за это.
Гостьей программы «Немцова. Взгляд» стала одна из претенденток на эту номинацию – генеральный директор канала «Дождь» – Наталья Синдеева. Однако особой радости и оптимизма заметно не было. Волнение, растерянность, сбивчивая речь. Вспомнилась «Бриллиантовая рука» и знаменитое козодоевское «шеф, всё пропало».
Понять панику нетрудно: содержание канала идёт вразрез с общей тенденцией развития общества. Переход «Дождя» с рекламной модели на платную, подписную, идёт не совсем гладко. Любителей либеральной пропаганды, готовых поддержать её материально, не так уж много. Традиционный разговор о свободе слова и критичной оценке происходящего в итоге скатился к обсуждению перспектив медиабизнеса. Ведь нынешняя фрондёрская позиция канала «Дождь» определяется не столько принципами и идеалами, сколько соображениями финансового характера. Это вынуждена признавать и сама Синдеева: «Если аудитория захочет танцы, будут танцы».
Кто-то зарабатывает на нефти, кто-то на табаке и алкоголе, кто-то на танцах, а кто-то на гражданственности. «Гражданская» позиция «Дождя», как стало ясно из разговора, – лишь бизнес, обслуживающий пристрастия нескольких десятков тысяч человек в стране с населением более 140 миллионов. Такова проза жизни, таков итог эволюции либеральной гражданственности от романтических мечтаний перестройки в объёме всей страны до нынешней очень узкой аудитории.
Николай УЧАЕВ