Сытая и спокойная жизнь «государства благоденствия для всех», каким видели единую Европу её создатели, подошла к концу. Сегодня это очевидно всем. «Благоденствия для всех» не получилось. Кризисы и конфликты самого разного рода достигли такой остроты, что уже говорят о грядущем хаосе, а перекройка границ, появление новых государств со всеми вытекающими отсюда последствиями уже, что называется, на повестке дня.
Недавняя победа сепаратистов на выборах в испанской Каталонии тому самый свежий пример. А ведь свои «каталонии» есть у большинства европейских стран.
Да, в Евросоюзе есть деятели, придумавшие замечательный лозунг: «Европа регионов, а не государств». Звучит красиво. И тайный расчёт налицо: управлять слабыми регионами куда легче. Но чем обернётся этот процесс на деле, никто не знает. Тем более что он наложится на экономический и духовный кризис, обостряющийся конфликт между богатыми и бедными, демографические проблемы, нашествие мигрантов...
Побывавший в России в 1920 году английский писатель Герберт Уэллс отобразил увиденное в книге «Россия во мгле». «Основное наше впечатление от положения в России – это картина колоссального краха», – заключил он. Яростный противник марксизма и коммунизма, он тем не менее вынужден был признать: «Единственное правительство, которое может сейчас предотвратить такой окончательный крах России, – это теперешнее большевистское правительство. ...Оно воплощает в себе единственную идею, оставшуюся в России, единственное, что её сплачивает».
Разумеется, бессмысленно сравнивать Россию того времени и современную Европу. Но то, что будущее Евросоюза скрыто мглой, уже стало общим местом. Вот только не видно тех сил и идей, что могли бы сплотить «колыбель демократии».
Нынешние европейские политики не способны выдвинуть новые идеи, все их надежды на то, что мгла рассеется сама собой, всё утрясётся, рассосётся и вернётся на круги своя. Не только политики, но и все европейские элиты, судя по всему, неадекватны вызовам, с которыми сталкиваются их государства. Например, признав крах политики мультикультурализма, они не в силах тем не менее от неё отказаться, продолжают сдавать христианские ценности, благодаря которым Европа стала тем, что она есть...
Продолжение темы здесь