Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 октября 2024 г.
  4. № 42 (6956) (23.10.2024)
Культура

Фантастический реализм как учебная дисциплина

«Системе Вахтангова» – 110

25 октября 2024

Школа жива, пока в ней есть ученики. Театральному институту имени Бориса Щукина их отсутствие точно не грозит. На протяжении 110 лет детище Вахтангова хранит верность его заветам и отступать от них не намерено. Каждый педагог проходит ими проверку на профпригодность. А потом устраивает такой же тест-драйв своим питомцам. Выдерживают, конечно же, не все. Так было и во времена Вахтангова. Первым его студийцам пришлось пройти нелёгкий путь от поражения к победе.

В ноябре 1913 года Вахтангов поставил в 1 й студии Художественного театра спектакль «Праздник мира». Несколько студентов под впечатлением от постановки обратились к нему с просьбой создать любительскую студию. В то время это было весьма популярное увлечение – новый театр обращался к темам, волнующим обычного человека, и молодых людей привлекала возможность говорить со сцены о важном. Режиссёр согласился, но, понимая неподготовленность своих учеников, делал с ними только литературные вечера. Молодости свойственно считать, что ей всё по плечу – студийцы уговорили Вахтангова поставить спектакль. Он выбрал пьесу известного писателя и драматурга Серебряного века Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Премьера состоялась 26 марта 1914 года в здании Охотничьего клуба на Воздвиженке.

Тогдашние критики любительскими постановками не брезговали и разнесли «Усадьбу» буквально по брёвнышку: ученик самого Станиславского оскандалился! Разумеется, Вахтангов понимал, что затея провальная. Но был убеждён: доказать студийцам, как много нужно знать и уметь для того, чтобы играть на сцене, можно только таким, достаточно жестоким способом. Константин Сергеевич, и так полагавший, что Вахтангову режиссёром не быть, категорически запретил ему участие в любых студийных «авантюрах». Но ученики, влюблённые в театр, который им открылся, принесли своему наставнику повинные головы. Ясным майским днём собрались они на Воробьёвых горах и поклялись, что будут работать до седьмого пота, если Евгений Богратионович их не бросит. И держать всё в тайне до тех пор, пока результаты этой работы не стыдно будет явить граду и миру. 23 октября 1914 года Вахтангов прочёл им первую лекцию в специально снятой для студии квартирке в двухэтажном домике по Мансуровскому переулку.

– Эта дата и стала днём рождения нашей школы, хотя отмечать её официально мы стали только в начале 60 х, – признаётся ректор института Евгений Князев. – Каждую весну под нашими стенами толпятся мечтающие о сцене. Мы не рассчитываем обнаружить в этой толпе нового Ульянова, Ланового или Борисову, но стараемся найти тех, кто обладает индивидуальностью. Кто готов работать над собой, расти и развиваться. Поступить к нам легче, чем учиться. Надо обладать терпением и трудолюбием. Первые полтора года отданы освоению «букваря» – методологии, разработанной Евгением Богратионовичем в пору его первой студии. Эту острую, звонкую, искрящуюся форму режиссуры и актёрской игры мы отстаиваем в институте по сей день.

Вахтангова не стало в 1922 году, но дело его оказалось в надёжных руках. Ученики отстояли самостоятельность студии, не дав «влить» её во МХАТ, добились присвоения ей имени любимого наставника, а затем превратили в театр, который до сих пор живёт по законам фантастического реализма. В 1932 году школа при театре стала техникумом, в 1939 м – училищем, а в победном 1945 м – высшим учебным заведением. К своему 110 му дню рождения институт сделал себе подарок – выпустил первый номер «Вахтанговского альманаха». Вуз и театр по-прежнему две мощные ветви одного ствола.

– Принцип «школе надо помогать» мне привил Олег Павлович Табаков, – вспоминает директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, – когда он возглавлял МХТ, а я был проректором Школы-студии по административно-хозяйственной работе и директором Учебного театра. Табаков не уставал повторять: кто будет помогать школе, если не театр? Так что у меня это в крови. Мы оказываем институту не только финансовую помощь. Лучшие учебные спектакли в течение года идут на наших сценах, а лучшие студенты получают стипендии от театра. Верхние этажи «Симоновской сцены» мы предоставили институту для учебных занятий. Выпускников других вузов в труппе практически нет. Мы делаем общее дело.


Тэги: Книги Дата
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Правда войны и правда о войне

    09.06.2025
  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    06.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS