Школа жива, пока в ней есть ученики. Театральному институту имени Бориса Щукина их отсутствие точно не грозит. На протяжении 110 лет детище Вахтангова хранит верность его заветам и отступать от них не намерено. Каждый педагог проходит ими проверку на профпригодность. А потом устраивает такой же тест-драйв своим питомцам. Выдерживают, конечно же, не все. Так было и во времена Вахтангова. Первым его студийцам пришлось пройти нелёгкий путь от поражения к победе.
В ноябре 1913 года Вахтангов поставил в 1 й студии Художественного театра спектакль «Праздник мира». Несколько студентов под впечатлением от постановки обратились к нему с просьбой создать любительскую студию. В то время это было весьма популярное увлечение – новый театр обращался к темам, волнующим обычного человека, и молодых людей привлекала возможность говорить со сцены о важном. Режиссёр согласился, но, понимая неподготовленность своих учеников, делал с ними только литературные вечера. Молодости свойственно считать, что ей всё по плечу – студийцы уговорили Вахтангова поставить спектакль. Он выбрал пьесу известного писателя и драматурга Серебряного века Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Премьера состоялась 26 марта 1914 года в здании Охотничьего клуба на Воздвиженке.
Тогдашние критики любительскими постановками не брезговали и разнесли «Усадьбу» буквально по брёвнышку: ученик самого Станиславского оскандалился! Разумеется, Вахтангов понимал, что затея провальная. Но был убеждён: доказать студийцам, как много нужно знать и уметь для того, чтобы играть на сцене, можно только таким, достаточно жестоким способом. Константин Сергеевич, и так полагавший, что Вахтангову режиссёром не быть, категорически запретил ему участие в любых студийных «авантюрах». Но ученики, влюблённые в театр, который им открылся, принесли своему наставнику повинные головы. Ясным майским днём собрались они на Воробьёвых горах и поклялись, что будут работать до седьмого пота, если Евгений Богратионович их не бросит. И держать всё в тайне до тех пор, пока результаты этой работы не стыдно будет явить граду и миру. 23 октября 1914 года Вахтангов прочёл им первую лекцию в специально снятой для студии квартирке в двухэтажном домике по Мансуровскому переулку.
– Эта дата и стала днём рождения нашей школы, хотя отмечать её официально мы стали только в начале 60 х, – признаётся ректор института Евгений Князев. – Каждую весну под нашими стенами толпятся мечтающие о сцене. Мы не рассчитываем обнаружить в этой толпе нового Ульянова, Ланового или Борисову, но стараемся найти тех, кто обладает индивидуальностью. Кто готов работать над собой, расти и развиваться. Поступить к нам легче, чем учиться. Надо обладать терпением и трудолюбием. Первые полтора года отданы освоению «букваря» – методологии, разработанной Евгением Богратионовичем в пору его первой студии. Эту острую, звонкую, искрящуюся форму режиссуры и актёрской игры мы отстаиваем в институте по сей день.
Вахтангова не стало в 1922 году, но дело его оказалось в надёжных руках. Ученики отстояли самостоятельность студии, не дав «влить» её во МХАТ, добились присвоения ей имени любимого наставника, а затем превратили в театр, который до сих пор живёт по законам фантастического реализма. В 1932 году школа при театре стала техникумом, в 1939 м – училищем, а в победном 1945 м – высшим учебным заведением. К своему 110 му дню рождения институт сделал себе подарок – выпустил первый номер «Вахтанговского альманаха». Вуз и театр по-прежнему две мощные ветви одного ствола.
– Принцип «школе надо помогать» мне привил Олег Павлович Табаков, – вспоминает директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, – когда он возглавлял МХТ, а я был проректором Школы-студии по административно-хозяйственной работе и директором Учебного театра. Табаков не уставал повторять: кто будет помогать школе, если не театр? Так что у меня это в крови. Мы оказываем институту не только финансовую помощь. Лучшие учебные спектакли в течение года идут на наших сценах, а лучшие студенты получают стипендии от театра. Верхние этажи «Симоновской сцены» мы предоставили институту для учебных занятий. Выпускников других вузов в труппе практически нет. Мы делаем общее дело.