Мило Джуканович встал у руля Черногории – тогда республики в составе Югославии – в 1989-м. За три десятилетия успел перемерить разные политические маски и предать не одного союзника. Сейчас, похоже, он на финише политической карьеры. Мило получил высшие государственные посты, опираясь на поддержку сербского лидера Слободана Милошевича и под лозунгами борьбы с бюрократией и коррупцией. А вскоре, что называется, зачистил политическое поле Черногории.
Было очевидно, что молодой политик – прирождённый популист. Свитера вместо серых костюмов, умение «поговорить по душам» с народом под камеру – всё мог. Не хватало разве что поездки в переполненном троллейбусе. Созданная им с соратниками, от которых он быстро избавился, Демократическая партия социалистов с триумфом победила на выборах 1991 года, он стал премьер-министром.
Жёсткий стиль управления сочетался у Джукановича с личным обогащением. Оппозиция, независимые журналисты обвиняли его в организации многомиллионной контрабанды сигарет в Европу и связях с итальянской мафией. Возможно, именно компромат и потребность в легализации доходов подтолкнули Джукановича к резкой смене политического курса. Он стал отдаляться от Милошевича, выступая за сближение с США и ЕС. Черногория (ещё в составе Союзной Югославии) стала пристанищем враждебных Милошевичу сил, а американцы не могли нарадоваться на такого союзника на Балканах. Накануне военной операции 1999 года Черногория провозгласила, что не будет защищать федерацию при конфликте с НАТО. Когда фосфорные бомбы сыпались на сербские города, Джуканович вёл неспешные переговоры в Париже.
Вскоре он напрочь открестился от Милошевича, стал ярым сторонником сближения с США и Европой, взяв курс на отделение Черногории. В 2006-м страна провозгласила независимость, хотя значительная часть жителей была против, не желая покидать общий с сербами дом. Но цель достигнута: Джуканович – лидер суверенного государства. Американцы и европейцы были готовы закрыть глаза на коррупцию Джукановича, который привёл страну в НАТО в 2017-м. Он становился всё более авторитарным и всё менее изобретательным в политических методах.
Разоблачение «заговоров», аресты стали спутником всех выборных кампаний. В день выборов в парламент в 2006-м власти Черногории арестовали 17 албанцев, обвинив в попытке вооружённого мятежа. В 2015-м Европейский суд признал, что к части задержанных применялись пытки. В 2016-м, также перед выборами, в стране разоблачили уже «русский заговор»: якобы спецслужбы РФ готовили вооружённый переворот в стране и даже завезли группу сербских наёмников. Ничего не напоминает из недавних новостей?..
По мере снижения популярности, связанной также с усталостью черногорцев от несменяемого Мило, он стал активнее уповать на черногорский национализм, противопоставляя страну Сербии. Белград, как ранее Москва, почти официально стал главным врагом Черногории. В пику сербам Джуканович признал независимость «Республики Косово», а подконтрольные властям СМИ накрыли страну волной пропаганды, доказывая, что сербы и черногорцы всегда враждовали, а это совсем не так.
Борьба с Сербией была главным мотивом в программе Джукановича и на парламентских выборах 30 августа 2020 года. Учтя опыт Порошенко, он попытался организовать церковный раскол, ограничив права Сербской православной церкви Черногории, что вызвало серьёзные волнения. И вот антисербская ставка Джукановича оказалась бита – впервые за 30 лет его партия социалистов, где, кажется, нет ни одного социалиста, потерпела фиаско. По итогам голосования президент потерял контроль над правительством. Можно надеяться, что это начало конца одного из самых отталкивающих и антироссийских лидеров на Балканах, а пришедшая к власти оппозиция выполнит обещания о нормализации отношений с «историческими союзниками черногорского народа» – Сербией и Россией.