Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2023 г.
Общество Дискуссия

Физики без лирики,

или Эллочка-людоедка с атомной бомбой

28 сентября 2023
Константин Ганов / CARICATURA.RU

Стране наконец понадобились инженеры, и в их подготовку начали вкладывать значительные средства. Это замечательно, но зачем же загонять на периферию гуманитарную науку, призывать к воспитанию гражданина и патриота и одновременно убирать из ЕГЭ по литературе классиков, пробуждающих национальное самосознание («Вам и не снилось», «ЛГ», № 34; «Так с Пушкиным или без?», «ЛГ», № 35; «О сыны, не ждал я зла такого!», «ЛГ», № 36)? А ведь это не единственное новшество, способное привести к утрате культурного кода нации.

Согласно туманной формулировке главы Минобрнауки Валерия Фалькова с будущего года результаты ЕГЭ по русскому языку будут «учитываться», но перестанут быть обязательными для поступающих на инженерные специальности. То есть студентом филологического факультета теперь можно будет стать, имея лишь смутное представление об огромном пласте русской литературы, а инженером – обладая словарным запасом Эллочки-людоедки.

Человек, плохо владеющий родным языком, очевидно, мало знаком и с мировой литературой: навыки письма и говорения приходят во время знакомства с произведениями великих писателей. Только в них можно найти источник обогащения речи изысканными синтаксическими и грамматическими конструкциями, наполнения словарного запаса. А ещё там основа всей культуры с её нравственными ориентирами, духовными ценностями, достижениями мысли. Патриотизм как высшая форма гражданственной сознательности не может быть привит схоластическими рассуждениями и демагогией, языком пропаганды даже лучших публицистов: живой источник этого чувства содержится в недрах культуры, которой до недавнего времени была свойственна литературоцентричность.

Да, экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ практически не затрагивает главное умение носителя языка – эффективную коммуникацию, способность изъясняться ясно и просто, но при этом используя все богатства речи. Но он проверяет практическую грамотность. Такая уступка в пользу объективности оценивания, вероятно, отчасти неизбежна, но предложение, выдвинутое Министерством образования и науки, говорит о снижении значимости даже этой минималистичной проверки знаний.

Старшеклассник, имеющий определённые успехи в естественно-научных дисциплинах, получит возможность сконцентрироваться на развитии в узком русле специализации. Это преподносится сторонниками начинания как несомненное преимущество. Но одновременно такой старшеклассник, не имеющий склонности к изучению родного языка (что само по себе звучит как оксюморон), получит возможность вообще не уделять внимания его освоению, лишится единственной внешней мотивации проявлять интерес к литературе, культуре своей страны.

Школьные учителя-филологи окажутся ненужными, статус их предмета сравняется с факультативами, а «разумное, доброе, вечное», о котором они говорят без тени иронии, окажется за бортом образовательного процесса. К чему это приведёт? Преподаватели технических специальностей в вузах столкнутся с катастрофическим неумением формулировать мысли, аргументировать свою позицию, излагать результаты своих исследований.

Предположим, что такой студент всё же будет иметь успехи в своей специальности, хотя одностороннее развитие определённо скажется на мыслительных способностях. Кого мы получим? Эллочку-людоедку – человека с ограниченным набором слов, чувств и эмоций, не ощущающего связи со своей страной, культурой. К выпускным экзаменам в вузах будет допущен уродливый обрубок, владеющий знаниями лишь в узких рамках одной отрасли науки, но не способный транслировать это знание. Что может быть страшнее? Только тот факт, что его могут допустить до серьёзных или даже смертоносных технологий. Эллочка-людоедка с атомной бомбой! Армия Эллочек!

Но и это не всё. Представим такую ситуацию. На международном симпозиуме, опозорив страну неумением презентовать свои идеи, Эллочка-людоедка получит предложение, от которого не сможет отказаться. Не ощущая тесной, неразрывной связи со своей родиной, она не будет раздумывать, её ценности, на формирование которых не влияла русская литература, окажутся сугубо материальными. Она начнёт работать на другие государства, где, может быть, пополнит свой словарный запас новыми выражениями – ругательствами в адрес страны, которая её вырастила. Страна, которая готовит инженеров, но не способна воспитать гражданина, носителя культурных ценностей, которая отказывается проверять даже элементарную грамотность будущих представителей науки (или учитывать результаты этой проверки), обречена.

Конечно, я сгущаю краски. Конечно, основы, заложенные в школе, во многих учениках находят отклик, и союз «физиков и лириков» всё ещё существует. Пока, во всяком случае. Вот, например, в Специализированном учебно-научном центре-школе имени А.Н. Колмогорова при МГУ. СУНЦ – это уникальное образовательное учреждение, где старшеклассники, собранные со всей страны, имеющие успехи в естественных и точных науках, традиционно проявляют немалый интерес и к гуманитарным отраслям знаний. Гимн интерната сочинён Юлием Кимом, который работал здесь с 1965 по 1968 год учителем истории, обществоведения и литературы. Знаменитый бард, поэт, композитор и драматург называл СУНЦ «специальным заведением для молодых гениев», его удивляли и радовали ученики, которые с «большой охотой оглашали сцену, и свою, и университетскую», его песнями.

Как и Ким, автор этих строк не предполагал ранее, что ему уготована судьба учителя словесности. Оказавшись в рядах преподавателей этого учебного заведения, он предложил спецкурс «Лаборатория слова» для желающих пробовать себя на литературном или публицистическом поприще. В подготовительной части курса мы рассмотрели и обсудили ряд высказываний философов, писателей и поэтов о сути, целях, путях творчества, о становлении мысли в слове. На следующем этапе, вооружившись теоретическими познаниями, желающие смогли попробовать себя в роли авторов.

Задача, предложенная ученикам, позволяла проявить себя в любом виде словесного творчества: в научной статье, публицистическом очерке или литературном произведении. Подобная работа с учащимися, в основном ориентированными на точные науки в соответствии со спецификой школы-интерната, позволила сократить разрыв между «физиками» и «лириками», который в современной школе, нацеливающей на узкую специализацию, порой кажется непреодолимым. Неподдельный интерес учеников к теоретическим и критическим статьям, художественной литературе показывает их большой потенциал и в гуманитарной сфере, а свойственные им, как адептам точных наук, скрупулёзность, желание классифицировать и разбирать явления, в том числе трудно поддающиеся анализу, делают занятия ещё интереснее.

Этот опыт показывает, что технари хотят и могут быть разносторонне развитыми, их только не нужно лишать мотивации, им нужна поддержка, ориентиры в гуманитарной сфере. Стране с великим прошлым, отражённым в её языке, науке, искусстве, нужны молодые люди, которые не будут этим прошлым пренебрегать, для которых родная культура, а не выгода, будет точкой отсчёта. И владение русским языком, которое должно проверяться не только на уровне практической грамотности, должно быть основным критерием наряду с другими областями знаний при поступлении на любую специальность. Иначе – Эллочка.

Александр Марков, филолог, преподаватель школы-интерната МГУ имени А.Н. Колмогорова

В тему

Раньше, чтобы победить в конкурсе и стать студентом престижного технического вуза, надо было и ЕГЭ по русскому языку сдать не меньше чем на 70 баллов. А теперь что же, достаточно будет и тройки с минусом? Всего 24 баллов, как в 2023 году для получения аттестата?

Пока, к счастью, экзамен по русскому языку остаётся обязательным при проведении государственной итоговой аттестации. Без его сдачи не получить аттестат о среднем образовании, а без аттестата не поступить в вуз. Надеемся, у руководителей образовательных ведомств хватит здравого смысла, чтобы не плодить инженеров, не владеющих родным языком.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS