Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
История Станционный смотритель Золотое звено

Флагманы электрификации

От мотор-вагонов до верхнепышминских «Ласточек»

18 декабря 2019
Сварка корпуса «Ласточки» на заводе «Уральские локомотивы»

На литературный конкурс «Золотое звено», учреждённый «ЛГ» при поддержке РЖД, пришли сотни стихотворений, в которых мелькали электрички. Как только они появились в наших краях – про них стали слагать стихи и песни.

Россия не так давно стала насквозь дачной страной. В начале прошлого века отдых в загородном доме считался сугубо элитарным. Но в середине 1960-х – а в особенности к 50-летию Октября – вокруг крупных промышленных городов стали появляться «садоводческие товарищества» – и там на восьми, а чаще на шести сотках горожане увлечённо обустраивали свой дачный быт. Некоторые добирались к своим «усадьбам» на личных «лимузинах», другие тряслись в автобусах. Но главным транспортом дачников во все времена, несомненно, были и остаются поезда. Без развитой сети пригородных железных дорог никакого дачного бума в нашей стране просто не случилось бы. Долгое время к «не столь отдалённым» от столиц городкам и посёлкам тащили составы паровозы. Причём, как правило, не самые мощные, ведь лучшие локомотивы верой и правдой служили на дистанциях дальнего следования. Ситуация менялась медленно.

Первая в Советском Союзе электричка бегала вовсе не в Подмосковье, а в нефтеносном Азербайджане. В то время в Советском Союзе только ходили легенды о самодвижущихся пригородных электромоторах в Германии и Франции. Но вот на Каспии вскоре после Гражданской войны принялись электрифицировать железнодорожный участок Баку – Сабунчи. Это был первый опыт, настоящий флагман электрификации на советских железных дорогах. С 6 июля 1926 года электрички, переполненные рабочими, по этой трассе ходили регулярно. Их воспринимали как чудо, как яркую победу электрификации. Со всего Союза инженеры наведывались в солнечный Азербайджан, чтобы приобщиться к техническому феномену и перенять опыт.

Только через три года электрички загудели и под Москвой, связав столицу с Мытищами. В годы первых пятилеток на самых загруженных дачных и индустриальных маршрутах на смену паровым пригородным поездам приходили мотор-вагоны. Но о повсеместном внедрении электричек в те годы можно было только мечтать.

Витриной железнодорожной электрификации оставалось северное подмосковное направление. В 1930 году – первые электрички из Москвы в Пушкино. В 1931-м – в Загорск, бывший и будущий Сергиев Посад. И это было настоящее событие! Ведь до этого паровики преодолевали 70-километровый путь из Белокаменной к Троице за долгих два часа двадцать минут.

А тут появились поезда-скороходы, мчавшиеся к месту назначения с пропуском большинства станций. Журналисты назвали их «поездами будущего», живописуя неудобство паровых составов – закопчённых, тряских и медленных. Действительно, тогдашние электрички производили не меньший эффект, чем нынешние «Сапсаны» и «Ласточки». Все вагоны до оконной линии были выкрашены в ярко-красный цвет. Ходили они точно по расписанию – можно было часы сверять по пригородным поездам. Каждый день последняя электричка отправлялась с Ярославского вокзала глубокой ночью, в 1.30. Как завидовали мытищинцам жители других подмосковных рабочих посёлков и городов, работавшие в Москве. В послевоенные годы электрификация восторжествовала и на других популярных подмосковных дачных направлениях. Малаховка, Купавна, Фирсановка, Опалиха – для каждого москвича это не топонимика, а музыка.

А в XXI веке удалось сделать рывок, символом которого стали «Ласточки» – электропоезда ЭС1, сделавшие железнодорожный комфорт обыденностью нашего времени.

Эта разработка возникла в преддверии сочинской Олимпиады. 29 декабря 2009 года «Российские железные дороги» подписали контракт с немецкой компанией «Сименс» на поставку 54 электропоездов. Первые «Ласточки» по расписанию отправились из Петербурга в Бологое и Новгород Великий в начале 2013 года. В следующем сезоне они стали курсировать из Москвы в Нижний Новгород и, конечно, принялись осваивать окрестности олимпийского Сочи. А в сентябре 2016 года эти элегантные поезда взяли в кольцо Москву. Так возник первый железнодорожный внутримосковский маршрут – Московское центральное кольцо, МЦК. Современный поезд отлично вписался в пейзаж Белокаменной в ХХI веке.

Но главная среда обитания железнодорожных ласточек – это наши предместья крупных городов. Там «Ласточек» любят и ждут. Такого комфорта наши дачники не видели. По «шику-блеску» нынешние пригородные электрички мало чем отличаются от поездов метро… Плавный ход, скорость, тепло и уют. «Ласточку» полюбили даже те, кто много лет старался избегать пригородных поездов. Поездку в этом электропоезде частенько предпочитают личному автомобилю. И самое главное, что это современное средство передвижения воспринимается на наших дорогах не как инопланетное существо. Ведь «Ласточек» на всех наших линиях уже немало. В том числе российской сборки. Их производят на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. К сожалению, в наше время не в чести жанр производственного романа, а эта история достойна пера Галины Николаевой! История о том, как на уральском заводе продукцию «Сименса» приспосабливали для наших дорог, как внедряли своё изобретение – новую микропроцессорную систему верхнего уровня управления. А самое главное, что, по законам жанра, финал у этого романа вполне счастливый. И обязательно будет продолжение. На немецких и российских заводах выпущено уже более двухсот составов «Ласточка» разных модификаций. Все они трудятся на российских железных дорогах. Наверное, это и есть прогресс – массовая доступность техники высокого класса. Билет на «Ласточку» доступен каждому.

…Во все времена кинематографисты и художники любили дачные поезда. Летний вечер, ветки берёз, пропахших железной дорогой, касаются платформы. Одинокий фонарь освещает рубленый станционный дом. Поезд прибывает – в полном соответствии с расписанием. Впереди – выходные или просто свободный вечер. И колёсный перестук электричек звучит как ностальгическая мелодия. Такие воспоминания согревают и в крещенские морозы. 


В ТЕМУ

То, что за последние 20 лет электрички в России разительно изменились, не вызывает споров. Кто с удивлением, а кто с восхищением, но прогресс признают все. По электричкам во многом можно судить об экономическом и социальном положении в стране: ведь это истинно народный вид транспорта. Тут невозможно обмануть, прикрыться красивыми реляциями и «пустить пыль в глаза». Достаточно вспомнить наше недавнее прошлое, чтобы в этом убедиться. Кризис начала 1990-х в пригородных поездах ощущался явственно. Многие не забыли, как весной 1991 года едва ли не все подмосковные электрички – прежде достаточно опрятные – стали напоминать ночлежку. Изрезанные, а то и содранные сиденья, запах помойки, следы возлияний и драк. По вагонам гулял лихой ветер перестройки. В расписание можно было не заглядывать: электрички безбожно опаздывали. Хозяйство разладилось – и это произошло в считаные дни, на глазах постоянных пассажиров. Потребовалось несколько лет, чтобы пригородное движение вернулось на прежний уровень надёжности.

25-Ретропоезд РИА 180334_preview_wm.jpg

Ретропоезд СР3, построенный в 1933 г., семьдесят лет спустя, в честь юбилея первого электрифицированного участка Московской железной дороги и локомотивного депо «Железнодорожная» совершил мемориальный рейс от столичного перрона до депо. Именно этот 3-вагонный состав в своё время открыл движение по первому электрифицированному участку Москва – Обираловка (прежнее название станции). Дмитрий Коробейников / РИА новости


Тэги: Россия Замостьянов Арсений Поезд
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • А поезд ушёл…

    28.12.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS