Театр «Мастерская Петра Фоменко» отметил 90-летие со дня рождения своего основателя, режиссёра, педагога, лауреата трёх Государственных премий России, народного артиста РФ Петра Наумовича Фоменко (1932–2012). Творческое наследие одного из самых ярких отечественных театральных режиссёров воплотилось в спектакль «Комедия о трагедии» по исторической пьесе Пушкина «Борис Годунов».
Премьера открывает с новой стороны талант известного актёра Евгения Цыганова как постановщика, способного создать из рабочих репетиционных материалов с мастером почти сакральное действие особого толка. Наверняка не только у меня возникла после спектакля тяга перечитать Пушкина, разобраться в исторических параллелях и утвердиться в мысли пересмотреть спектакль, может быть, и не один раз. На мой взгляд, «Комедия о трагедии» займёт особое место в театральной афише Москвы в новом театральном сезоне.
Поначалу зрители словно попадают на открытую репетицию Петра Фоменко, а далее магия театра переносит нас в Смутное время...
В этой тонкой и замысловатой постановке, построенной по принципу сопоставления иронично-контрастных эпизодов, мы не только видим развитие и продолжение творческого метода Фоменко, но чувствуем присутствие самого Петра Наумовича через любовь и понимание его творческих наследников. Архивные видео- и аудиозаписи давних репетиций содержат интересные замечания Фоменко, его рассуждения об исторических персонажах, трактовке Пушкина, о построении спектакля, и зрители вместе с актёрами пытаются осмысливать вечные темы, созвучные нашему дню.
Пётр Наумович обращался к великой пьесе Пушкина ещё в 1984 году, во время преподавательской деятельности в ГИТИСе, словно предчувствуя слом исторических эпох, а в 2010 году он начинал репетировать новый вариант со своими воспитанниками в театре на Кутузовской набережной. Однако, понимая, видимо, что театр надо готовить к передаче в руки учеников, режиссёр отложил работу над своим спектаклем и переключил внимание на постановки молодых. Смерть прервала возвращение Фоменко к своей работе над пьесой Пушкина. Но для искусства театра смерти нет… И вот зрители увидели его новый, необычный спектакль, где много сцен с комментариями самого Петра Наумовича. Комментарии разные: шутливые и серьёзные, ироничные и важные: когда актёры театра, замирая на сцене, слышат голос своего ушедшего учителя с конкретными замечаниями, а затем исполняют требования Мастера, то возникает редкое в современном театре чувство катарсиса, навеявшее лично мне строки Твардовского: «Мы слышим в вечности друг друга/И различаем голоса. <...> И как бы ни был провод тонок, / Между своими связь жива».
В новом театральном сезоне «Комедия о трагедии» станет хорошей новостью для тех, кто ждёт развития традиций русского психологического театра без дешёвых эпатажных сцен, заполонивших в последние годы сцены многих московских театров в борьбе за кассу, но не за сердца зрителей.
Шлейф впечатлений после спектакля остаётся надолго, как от интересного сочетания философского разговора гениев разных эпох, авторов спектакля: Пушкина и Фоменко. И разговор получается не только умным, пронзительно-щемящим, но и в то же время понятным, изящным и зрелищным! Актёрский ансамбль великолепен настолько, что даже эпизодические герои с одной репликой запоминаются.
Сцена из спектакля Евгения Цыганова , Сергей Петров
Интересно, как Пётр Наумович ведёт разбор ключевой сцены с Борисом, когда Годунов очень неуверенно и скорбно даёт обет на царствование, – такое прочтение роли царя Бориса от Фоменко комментируется его же пояснением, что, мол, Борис в жизни играет, создаёт в этот сакральный момент образ страдальца перед боярами: «Пусть видят, стервецы, как мне тяжело!» Потрясающий актёр из «старой гвардии Фоменко» Карен Бадалов, как и многие другие актёры, играет в спектакле несколько ролей. В исполнении Бадалова мы видим и царя Бориса, и старца Пимена, и католического священника. Этот приём, как и некая отрывочность постановки, легко воспринимается зрителями, ведь мы – на репетиции!
Удивляет, как бережно сохранён слог Пушкина, несмотря на смелость режиссёрского приёма Петра Фоменко играть с великими авторами: менять привычные акценты текстов и реплик!.. Я наслаждалась высоким искусством театра, выраженным в трепетном отношении к каждой детали, которая не просто создаёт иллюзию реальности, а действительно работает как машина времени. Ярко передаётся историческая эпоха через фантазийные костюмы, созданные в мастерских театра, через разнообразие музыкального оформления: народное пение, симфоническая музыка, звон настоящих колоколов! А как оригинально поставлены пластические сцены! Вы видели где-нибудь фонтан в исполнении актёрского ансамбля? Или скачущих рыцарей в кованых доспехах? Так блестяще решена сцена баталии с помощью кукол-марионеток! Увлекает и множество других театральных придумок, вполне оправданных действием. Интересно в спектакле начинается важная сцена с Гришкой Отрепьевым (Владислав Ташбулатов). Старец Пимен поведал Отрепьеву историю трагедии в Угличе, где фигурирует образ убиенного царевича Димитрия как ключ к пониманию всей пьесы. Ташбулатов – с его яркой фактурой – проявил себя в этой роли незаурядным артистом. Его герой выделяется, даже будучи на втором плане. Сцена «В трактире» привлекает внимание зрителей беседой группы колоритных пьянчужек на первом плане, и, несмотря на это, мы видим, что происходит с персонажем Ташбулатова: как давление громадного замысла Её величества Истории внутренне превращает мелкого человечка в Самозванца, смутьяна и бунтаря, не понимающего, что его безумная погоня за высоким статусом властителя приведёт ко многим трагедиям…
Оригинально появление своеобразного образа автора пьесы – Александра Сергеевича Пушкина в исполнении Стефани Елизаветы Бурмаковой. Красавица Ольга Бодрова трогательно-прекрасна в трёх разноплановых образах: Марины Мнишек, царевича Фёдора и звонаря. А перезвон колоколов создаёт настолько убедительную атмосферу спектакля, что мы переносимся в ХVI век Московского царства...
Фоменко в своих комментариях о роли Самозванца обращал внимание актёров на то, насколько Гришка Отрепьев становится волевым в своём стремлении к власти: он за полтора года выучил два языка, смог очаровать два народа, принёс войну и беду для Московского царства… Вот как Пётр Наумович более чем 10 лет назад словно предугадал витки нашей новейшей истории?.. В проницательном осмыслении Петром Фоменко исторических параллелей – зловещая тень Гришки Отрепьева в нашем современнике… Вот же он – новый Лжедмитрий! Шоумен Зеленский – главнокомандующий несостоявшегося государства Украина, цепляющийся за призрак власти, восемь лет командующий обстрелами соотечественников на Донбассе! Такое художественное провидение стало открытием и потрясением в понимании личности Петра Фоменко…
Хотя спектакль «Комедия о трагедии» совсем не про Лжедмитрия или Бориса Годунова, он про жизнь простого человека. Персонажи передают в репликах целую гамму чувств… А кто же положительный герой? В трактовке Фоменко – невинные дети, чистые душой: образы погибающих царевичей. В начале действия – это Димитрий, а в финале – царевич Фёдор, сын Бориса Годунова.
Достойную смену воспитал Фоменко: направил вектор в будущее, памятуя то обстоятельство, что к нему самому общественное признание пришло поздновато. Пётр Наумович успел построить своё творческое государство – театр, который не потрясают смуты после ухода основателя.
Ирина Кумова