«Ford против Ferrari» про выдающегося американского автогонщика Генри Майлза и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» о нашем великом футболисте. Яшин у нас гораздо более популярен, чем Майлз в США, но фильм про малоизвестного в России гонщика здесь смотрят охотнее, чем ленту про великого Яшина. В чём причина?
В фильме Джеймса Мэнголда – отличная работа режиссёра и сценаристов, а главные роли сыграли суперзвёзды, оскароносцы Кристиан Бэйл (Генри Майлз) и Мэтт Дэймон (Кэрролл Шелби). И в эпизодах первоклассные артисты. Присутствуют все составляющие успеха, начиная с истории, которая человечна, близка и понятна каждому – она, что называется, держит. Фильм про шофёра-испытателя, который побеждает всех. Себя, соперников, и побеждает вопреки. То есть ему мешают не только сильные соперники, но даже свои, а именно владелец завода Генри Форд II, от которого он, собственно, и выступает на соревнованиях. У героя сложный характер, он перфекционист. Но и играет его перфекционист, Кристиан Бейл, который недавно набрал для роли вице-президента Дика Чейни (тоже байопик – «Власть») килограммов тридцать, а в роли худющего Майлза пришлось сбросить чуть ли не сорок.
Майлз – неудобный персонаж для биографического фильма, это был скромный человек: ни пьянок, ни драк, ни любовниц, ни скандалов в послужном списке нет. Но его сложную внутреннюю жизнь сценаристы чрезвычайно тонко перевели на киноязык. У чудака Майлза интересные и непростые взаимоотношения со всеми. С женой и сыном, которые вынуждены мириться с его «повёрнутостью» на гонках; драматичные – с ближайшим другом и партнёром, конструктором гоночных машин Кэрроллом Шелби, и антагонистические с боссом, которого он ненавидит и презирает. Майлз не упускает случая, чтобы проучить Форда, прокатывает его с бешеной скоростью по полигону, от чего с него сходит вся спесь. Попутно обратим внимание на антикапиталистический пафос этого американского фильма. Боссы здесь (не только американец Форд, но и итальянец Феррари) чванливы и бесчеловечны, им важны только они сами, их имидж и деньги. А Майлз живёт другим, он раздвигает пространство возможного, сражается с природой вещей, делает то, что раньше никто не осмеливался.
Фигура, по сути, очень близкая нашему великому вратарю, в биографии Яшина тоже нет гламурных страниц. Нет также испанского происхождения и каких-то особенных отношений с женщинами, коллегами и тренерами, как в «Легенде № 17» или «Движении вверх». Он просто великий вратарь и очень хороший, доброкачественный человек. И фильм получился доброкачественный. Его, наверное, с удовольствием посмотрят болельщики, особенно те, кто помнит Яшина, но он всё же несоизмерим по масштабу с личностью Льва Ивановича, его огромной прижизненной славой и тем уважением, с которым к нему относились у нас в стране. Вратарь, защитник, на страже. Он был символом нации, его и сравнить-то не с кем, разве что с Юрием Гагариным. А в спорте немногие стоят рядом, наверное, только Валерий Брумель, Юрий Власов...
Для того чтобы сделать хороший фильм, мало уважать память героя, надо, чтобы масштабу его личности соответствовало всё. И сценарий, и режиссура, и исполнители. Яшин мне здесь понравился только в последних кадрах, где его играл Александр Ермаков, когда уже тяжелобольной герой прощался со стадионом, футбольными воротами. А в начале фильма Хомич в исполнении Алексея Кравченко был ярче и интереснее главного героя. Да все персонажи: и Михаил Якушин (Алексей Гуськов), и Аркадий Чернышёв (Евгений Дятлов), и корреспондент (Ян Цапник), и подлый спортивный чиновник (Александр Самойленко), и отец чиновника, которого сыграл ровесник Яшина, великолепный Владимир Андреев… И тут виноват не Александр Фокин, выбранный на главную роль, – он органичен и по многим параметрам подходит. Нет интересного сценария. Сложный внутренний мир героя с его борениями, любовями и сомнениями не удалось перевести в яркие образы и события на экране. Нет ни драматических футбольных поединков, ни человеческих преодолений – только обозначения. Ещё одной «легенды» с мощным «движением вверх» не получилось. Жаль.