Исполнилось десять лет проекту «Илья-премия» – литературному конкурсу, созданному в память о русском поэте, эссеисте Илье Тюрине, трагически погибшем 24 августа 1999 года.
Само существование «Ильи-премии» имеет несколько парадоксальный характер, поскольку она носит имя человека, крайне скептически относившегося к идее литературных премий вообще. Так, 10 июня 1996 года Илья написал в крохотной заметке «О премиях»: «Ничто не свидетельствует о летаргическом сне литературы лучше, чем превращение её из формы существования человеческой мысли в форму существования самого человека. Понятие «литератор» (да и вообще «писатель») означает сегодня не столько склонность личности к изложению своих ощущений от жизни на бумаге, сколько принадлежность её к определённой секте, социальному образованию». И далее он говорит об одной из литературных премий именно как о ритуале одной из таких поэтических сект.
Пятнадцать лет назад литературные премии не были так распространены, как сейчас, но Илья, в общем-то, угадал тенденцию. С единственной поправкой: литературное сообщество и, в частности, та его часть, которую называют «молодой литературой», давно превратилось в особую субкультуру, и именно премии определяют иерархию в ней. «Секты», впрочем, тоже остались, и вокруг многих из литературных наград сформировалась своя аудитория.
«Илья-премия» играет не последнюю роль в этой иерархии. Многие поэты и прозаики, получившие известность на конкурсе памяти Ильи Тюрина, вошли и в «большую литературу», то есть в это самое сообщество. И всё же, мне думается, что «Илья-премия» сильно отличается от большинства других и уж подавно не является литературной сектой. Причин тому две.
Во-первых, «Илья-премия» действительно занимается поиском новых авторов, ранее не присутствовавших нигде, кроме, быть может, ближнего круга друзей. Людей, для которых премия стала первой литературной наградой, а публикация в премиальном альманахе «Илья» – первой на всероссийском уровне. И только потом поэт Павел Чечёткин получил свой молодёжный «Триумф», поэт Андрей Нитченко – свой «Дебют», а поэт Анна Павловская – премию Сергея Есенина.
У лауреатов практически отсутствуют иные литературные награды, таким образом, мнение устроителей не может быть подкреплено и авторитетом коллег. «Илья-премией» оценивается исключительно талант, потенциал в чистом виде – и, как это свойственно потенциалу, он может реализоваться, а может и нет. И тот факт, что за все эти годы авторитет премии только рос, свидетельствует о том, что чутьё на талант у людей, её вручающих, имеется.
Второй момент, более сложный, состоит в том, что «Илья-премия» ищет людей, близких по духу. Таким для неё стал в 2004 году никому до той поры не известный поэт Андрей Нитченко. И он же спустя год получил премию «Дебют» в номинации «Литература духовного поиска». И этот-то духовный поиск остаётся общим для всех участников «Ильи-премии». В их стихах не найдёшь чистого формотворчества, за точной формой там всегда прячется глубокое содержание. Глубина содержания в лучших стихах лауреатов и финалистов «Ильи-премии» – Анны Павловской, Арсения Бессонова, Павла Чечёткина, Андрея Нитченко, Сергея Ивкина, Дарьи Верясовой, Сергея Смолякова, Марии Марковой, многих других – является следствием напряжённой духовной, далеко не только поэтической, работы.
В стихах поэтов «Ильи-премии» присутствует тот хороший, похоже, уже забытый в мире тотальной иронии пафос, опираясь на который поэт верит в значимость своего Слова.
Фонд памяти Ильи Тюрина, играя по правилам сложившейся субкультуры и вручая свои премии, делает не только внутрицеховое дело. Вводя в большую литературу таких людей, людей пафоса, он тем самым качественно меняет литературный ландшафт. И это даёт надежду, что рано или поздно, поскольку в нашей стране мысль и чувство ценились всегда больше технической изощрённости, стихи юных поэтов окажутся за пределами литературной субкультуры и придут к тому, кому и были адресованы, – к умному и чуткому читателю. В сущности, так оно и происходит, ведь десять лет «Ильи-премии» – возраст, достаточный для обобщений.
И ещё одно. В заметке «О премиях», с цитаты из которой началась нынешняя статья, Илья Тюрин отметил «слишком уж немыслимый контраст, возникающий между теми, чьи имена носят премии, и нынешними этих премий обладателями». Думается, что в случае призёров премии, носящей имя Тюрина, такой контраст отсутствует и многие из отмеченных ею являются достойными собеседниками Ильи.
, ЯРОСЛАВЛЬ