Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 декабря 2023 г.
Культура

Формула Любви или опьянение Воскрешением

05 декабря 2023

В своё время композиторы-романтики, а вслед за ними и неоромантики, провозгласили идею «религии Искусства». Другими словами, не только Церковь, но и настоящее искусство должно возвышать человека над самим собой, очищать его душу. 1 декабря в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся без преувеличения исторический концерт, который можно смело отнести как раз к категории возвышающих и очистительных.

Достаточно сказать, что Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ) под управлением Александра Сладковского представил свою интерпретацию Третьей симфонии Густава Малера. Это одно из самых сложных, протяжённых и амбициозных произведений в истории симфонической музыки, а потому очень редко исполняемое. Произведение, призванное символически раскрыть таинство Божественного творения! Невольно вспоминается диалог из фильма «Формула любви»: «Так вот ты с кем соревнуешься! – Да, другие соперники мне не интересны».

У Александра Сладковского задача не менее амбициозна: сыграть и записать все симфонии Малера. И исполнение Третьей – взятие новой вершины. Его эталонный коллектив – ГАСО РТ – в очередной раз доказал, что способен осуществить этот грандиозный замысел. Ныне малеровский шедевр прозвучал в содружестве с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр Лев Конторович) и Большим детским хором имени В.С. Попова (художественный руководитель и главный дирижёр Георгий Журавлёв).

В одном из писем Малер так писал о своей симфонии: всё «начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви».

Он даже предписал ей сначала некую более подробную программу, но быстро отказался от неё и вообще от каких бы то ни было пояснений и готовых ответов на поставленные вечные вопросы. Малер предложил нам всем тот путь, который проходит каждый человек наедине с самим собой, проходит всей своей жизнью, стараясь подняться до той самой «божественной любви».

И пусть в период написания своей симфонии Малер серьёзно увлекался философией Фридриха Ницше. Многие исследователи находят в его Третьей даже некое музыкальное воплощение определённых идей создателя «Весёлой науки», в предисловии к которой сам Ницше писал: «“Веселая наука” – это означает сатурналии духа, <...> который теперь сразу озарен надеждой – надеждой на выздоровление, опьянением выздоровления <…> ликование возвращающейся силы, пробудившейся веры в завтра и послезавтра». Пожалуй, только этот посыл «опьянения выздоровлением», да ещё немного от «Рождения трагедии из духа музыки» можно соотносить с произведением Малера, хоть композитор и использует в IV части стихи «О, внемли, друг! Что полночь тихо скажет вдруг?» из «Так говорил Заратустра».

Больше ничего ницшеанского в музыке Малера нет. А вот здоровое мессианское начало есть. Как Вагнер поднимался из морских пучин «Летучего Голландца» до высот «Парсифаля», тоже, по словам Листа, «самой возвышенной, насколько это только возможно в узких рамках сцены, песней божественной любви», так и Малер «перешагнул» Ницше, перерос, а вернее, возвысился над ним в своём восхождении к Небу. Да и вообще кто сказал, что композитор не может быть выше философа?

Столь же масшьабную, поистине философскую панораму разворачивает перед слушателями и Александр Сладковский. Мы слышим могучие тиктанические сдвиги, переживаем тревожное ожидание чего-то хтонически-зловещего. Битва Лето и Зимы? Берите глубже: Добра со Злом. И Добро выходит победителем. В грандиозной I части уже звучит гимн торжества жизни, на смену которому приходит передышка, свежий ветер веет в кронах, в ароматах нежной зелени, в радости возрождения. Но в этой идиллии находится место и шалости, некоему гротеску. У Бога, как известно, есть чувство юмора. Хаотично перелетают с ветки на ветку птицы и щебечут, щебечут, щебечут очередной гимн свету.

В IV части симфонии в оркестровую палитру вплетает человеческий голос. Ольга Бородина обладает глубоким поистине малеровским тембром. Кажется, что это голос самой Природы:

«Мир – это скорбь до всех глубин,

Но радость глубже бьет ключом:

Скорбь шепчет: сгинь!

А радость рвется в отчий дом, —

В свой кровный, вековечный дом!»


И вот вступает хор. Хор ангелов? Хор Человечества? Слово и Музыка рука об руку подводят нас… Звучит Песня песней, прекрасная до боли, до исступления, до катарсиса, пожалуй, одна из самых проникновенных страниц симфонической музыки. Само олицетворение Любви. Божественной Любви! Нежности, самопожертвования. Ибо так возлюбил Бог мир, что умер за него и воскрес в нём.

Как глубоко проник Малер в тайны мироздания, познавая их всей своей трагической судьбой. И как глубоко сумел проникнуть в замысел композитора маэстро Сладковский, подаривший нам в тот вечер веру в свет, в торжество жизни, в любовь. Эта вера необычайно близка Сладковскому.

В одном из наших интервью он признался: «Для меня Малер всё равно что воздух. Я просто очень люблю эту музыку! Она для меня абсолютно ясна, является частью меня. Музыка способна форматировать не только душу, но и всего человека в целом, даже просто на физиологическом уровне».

Это ли не признание правоты «религии Искусства»?

Ведь мы сами уже никогда не будем прежними, пережив, просто сидя в концертном зале, то, что рассказали нам Природа, Музыка и волшебная дирижёрская палочка Мастера.


Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS