Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 октября 2025 г.
  4. № 39 (7003) (01.10.2025)
Культура

Формула Сократа

3 октября – 90-й день рождения Армена Джигарханяна

03 октября 2025
Народный артист СССР Армен Джигарханян (1935–2020) / Рыбаков / РИА НОВОСТИ

Наталья Старосельская

Возраст мудрости, накопленных и глубоко прочувствованных знаний о мире и человеке, обобщений и неустанного стремления к поиску истины – он ощутил это гораздо раньше, чем в последние годы жизни. И, наверное, именно этим замечательный артист запомнился навсегда, какие бы роли в театре и кинематографе ни выпадали на его долгий и счастливый творческий путь. Они были очень и очень разными, но время от времени складывались в чёткий облик личности, познавшей высшую истину – как в Мольере, сыгранном молодым артистом в спектакле Анатолия Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола. Как в первой своей работе на сцене московского Театра имени Вл. Маяковского – Левинсоне в фадеевском «Разгроме», поставленном Марком Захаровым. Как в последовавших за этой ролью философе Сократе и – позже – жестоком императоре Нероне в пьесах Э. Радзинского. Как в Менделе Крике из «Заката» И. Бабеля, поставленного Андреем Гончаровым, при воспоминании о котором и десятилетия спустя возникают в памяти непривычная для Менделя, какая-то осторожная нежность к Марусе и финальный взгляд героя, пытавшегося отвергнуть прошлое и сломленного волей сына…

Армен Борисович Джигарханян сыграл в театре и кинематографе такое количество ролей, что они не поддаются точному подсчёту. Конечно, не все помнятся ярко, отчётливо, да и вряд ли сыщется даже самый преданный этому артисту зритель, видевший всё без исключений. Но те, кто видел многие работы этого артиста, не могут не оценить: Джигарханян умел «нырнуть» в глубину каждого характера, что называется, с головой! Почти не менялась узнаваемая внешность – невозможно понять, с какой кажущейся со стороны лёгкостью менялась сама сущность: хамство плебея Стэнли Ковальского из «Трамвая «Желание» и трагизм Большого Па в «Кошке на раскалённой крыше» в театре; мудрость и всепрощение взгляда в час приближения смерти Левона Погосяна из фильма «Когда придёт сентябрь» и откровенная фарсовость судьи Кригса в «Здравствуйте, я ваша тётя!», нервозность штабс-капитана Овечкина из «Неуловимых мстителей» и спокойствие зловещего предводителя банды «Чёрная кошка» по кличке Горбатый, лукавый и изобретательный слуга Тристан в «Собаке на сене»… Или телевизионных персонажей: Шантажиста из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» и Фарричетти из «Рафферти», Казарина в «Маскараде»… И таких примеров множество, и для каждого они свои…

Мне вспоминается самое начало Театра под руководством Армена Джигарханяна, созданного им из выпускников курса ВГИКа, которым он руководил и не захотел расстаться с учениками. На маленькой сцене здания у станции метро «Спортивная», в первом помещении, выделенном театру, шёл моноспектакль Армена Борисовича «Последняя лента Крэппа» С. Беккета. Успех превзошёл все ожидания! Ещё не зная артистов будущего театра, увидев их мастера в одной из сложнейших пьес мирового репертуара не просто в непривычной роли, в полном одиночестве, подготовленные и неподготовленные зрители словно предвидели будущее молодого коллектива. Когда у новорождённого театра появилось своё здание бывшего кинотеатра «Прогресс», часть предвидений не оправдалась, хотя многие спектакли были интересными, артисты – талантливыми. А последней ролью, в которой после значительного перерыва сам мастер вышел на подмостки своего театра, была роль философа Сенеки в пьесе Э. Радзинского «Театр времён Нерона и Сенеки», где он когда-то блистал в роли Нерона на сцене Театра имени Вл. Маяковского.

Но… после ухода Армена Джигарханяна из жизни этот не до конца реализовавшийся коллектив объединили с Театром сатиры…

Прошли годы, а я всё не могу понять: почему этот последний спектакль Джигарханяна не вызвал интереса не только широкой публики, но даже театральных критиков? Конечно, он был не таким, как десятилетия назад у Гончарова; конечно, изменилось время, изменились и зрители, но ведь перед нами предстал один из самых популярных и любимых артистов! И сегодня кажется, что именно в эту роль Армен Борисович вложил всё то, о чём много думал, что переживал в последние годы жизни: как часто искажённо понимают ученики то, что внушают им учителя; как любая оплошность учителя, попытка «подстроиться» под взгляды нового поколения, опыт государственной деятельности приводят к трагедии, к истине, вывернутой наизнанку; насколько важно думать о том, «как слово наше отзовётся» в том будущем, которое «не дано предугадать». Но необходимо чувствовать, предощущать кожей, нервами, всем своим существом эту подстерегающую едва ли не за каждым углом двойственность, которая расширяет пропасть между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И тогда на помощь приходит «формула Сократа».

Когда-то очень давно в нашей беседе для журнала «Вопросы философии» Армен Борисович говорил о том, что закон существования человечества: любить всех, понимая, что другой – это ты, может быть, пока ещё не осознавший в себе главного. И человек рано или поздно непременно придёт к тому, что высшее наслаждение – познать другого как себя самого…

Он называл это «формулой Сократа». И хотя Сократа и Сенеку разъединяло несколько столетий, и многое успело уже сместиться со своих исконных мест внутри личности и самой эпохи, закон этот остался незыблемым, как представляется, до сегодняшнего времени. И последняя роль Армена Борисовича Джигарханяна была выбрана им и столь потрясающе сыграна отнюдь не случайно.

Сегодня она воспринимается как своего рода завещание мудрого и любимого артиста, которому подвластно было познать каждого из огромного числа воплощённых им героев как самого себя. И о многом задуматься…


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кирилла Лаврова увековечат в камне

    01.10.2025
  • Уникальные русские

    24.09.2025
  • Великий графоман Эдгар Берроуз

    10.09.2025
  • Юрий Трифонов: столетие посерёдке

    28.08.2025
  • Вытащен из-под земли или даже просто «вымышлен»!

    27.08.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS