Техника безопасности для родителей детей нового времени. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 288 с.: ил.
Отсутствием методик воспитания детей нынешнее время явно не страдает. Есть совсем новые, переплывшие океан. Есть отечественные, времён системы Макаренко... Да и Домострой в ситуации демографического кризиса поминается всё чаще.
Можно выбрать на любой вкус: и полиберальнее, и поавторитарнее. Только вот в чём вопрос: большинство авторов заботятся о деньгах, тиражах, славе, самоутверждении, стройности и внятности изложения, наконец... Но только не о том, как строки, будучи прочитанными родителями, повлияют на взаимоотношения в семье.
«Техника безопасности для родителей детей нового времени» Дмитрия Морозова выгодно отличается на этом фоне. Видимо, потому, что в ней привычные призывы, постулаты и нотации заменены описанием уникального опыта общения взрослых и детей внутри общины, именуемой Китеж.
В педагогическом мире уже четырнадцать лет известен посёлок, собравший поначалу менее двух десятков людей, готовых взять в свои семьи детей-сирот, растить их, стараясь избавить от ненависти к миру и неверия в будущее. Дети разные – и с диагнозом аутизм, и бывшие беспризорники с опытом выживания в экстремальных условиях улицы.
Постепенно Китеж превратился в поселение-содружество с жёсткой образовательной программой, групповым и индивидуальным терапевтическим процессом. Цель – дать жизненные силы слабым, и не только сиротам, но и ребятам из благополучных семей, попавшим в кризисную ситуацию, с которой родители не могут справиться.
«Всё началось после седьмого класса. Родители отправили меня за границу со старшими детьми. Мы там в гостинице жили, я почувствовала себя взрослой. Потом вернулась домой, а мне: «Хватит гулять, иди спать!» Ну, я родителей и послала, а потом в школе «забила» на учёбу».
Книга наполнена историями, трагедиями, драмами. Они реальны, нешлифованы. Как, впрочем, и желание автора попытаться помочь.
«Вы уже поняли формулу успешного воспитания? Не читать нотации, а создавать ситуации «вызова», наталкивающие на правильные ответы».
Не готовые выводы-формулы интереснее всего читать в этой книге (хотя они, безусловно, есть, как и полагается в современном издании, в рамочке выделены другим шрифтом), а ход размышлений, эпизоды, подтверждающие или опровергающие исходные принципы.
Тем более что и выводы не всегда стандартны: «Невротиком, – пишет Дмитрий Морозов, – ребёнка может сделать не только родительское пренебрежение, но и родительская любовь». Предваряет же этот вывод рассуждение, которое приводит читателя к мысли о том, что же есть настоящая родительская любовь: умение видеть глубже внешней физической оболочки, интуитивно воспринимая состояние души ребёнка через отождествление с ним, ведь если любишь, то сосредотачиваешься не на своих чувствах, а на его внутреннем мире...
«Мой опыт общения с детьми и родителями показывает, что талантом «воплощения» обладает практически любая мама, способная отвлечься от обыденной суеты и сосредоточиться на более тонких проблемах мира».
Однако беда-то в том, что очень мало осталось мам, способных отвлечься. Правда, есть надежда, что благодаря этой книге их станет больше...
Отдельное спасибо хотелось бы высказать автору за абсолютно адекватный отпор восторженному отношению к явлению «детей-индиго», преобладающему в современной прессе.