Анатолий Ковтун. Жили-были дед да баба. Фотоальбом. – М.: Отдел-72, 2020. – 162 с. – 200 экз.
Перед нами альбом фотографий Анатолия Ковтуна, изданный к 80-летию мастера. Вы не найдёте его в магазинах, потому что «монстры книжного бизнеса» такое на реализацию не берут. Так что заинтересовавшимся лучше списаться с Анатолием Ивановичем (an.covtun@yandex.ru), прямой контакт по нынешним временам – самый простой способ распространения «некассовых» изданий.
Тяжёлый день
Россия, 90-е
Анатолий Ковтун – не просто фотограф. Кроме работы фотокором ТАСС, в его послужном списке – Центральная студия документальных фильмов, в 80-е опыт кинооператора привёл его к сотрудничеству с западными медиакомпаниями. Так образовалось у него в биографии пять войн с кинои видеокамерой на плече. И ни одной фронтовой фотографии. Этот инструмент художественного осмысления жизни у А. Ковтуна для другого.
Жили-были дед да баба
Анатолия Ивановича знают в основном как автора фотоочерка о Шукшине, без этого обширного массива уникальных снимков не обходится ни одно издание, телеповествование о Василии Макаровиче. Ковтун выполнял задание ТАСС, но вышел далеко за его рамки, он несколько лет близко общался с Шукшиным, снимал его при самых разных обстоятельствах, на могиле нашего великого писателя и режиссёра тоже его снимок.
Василий Шукшин
Но кроме фотографий Шукшина в архиве (и в альбоме) А. Ковтуна портреты других выдающихся личностей и – самое главное – простые наши соотечественники, запечатлённые с любовью, трепетом, юмором, философской сосредоточенностью. А ещё, конечно, – образы России в её тонких деталях и общих чертах.
Отметив «народность» в качестве приметы фирменного стиля мастера, нужно использовать весьма, к сожалению, затёртое понятие неэстетического свойства – патриотизм. Хотя, разумеется, в его работах и чувство формы, и композиционная законченность, и сюжетная изобретательность, и образность, и смысловая многоплановость. Его фотографии – с двойным дном, и в этом А. Ковтун опирается на мощную традицию. Как-то в разговоре (а наш герой – замечательный рассказчик) обнаружилось, что он даже получал напутствия от Николая Свищёва-Паолы – классика русской художественной фотографии.
На «Голубом огоньке», 1962 год
Этот сильный слабый пол
В жизненной «коллекции» А. Ковтуна – немало пересечений со знаковыми личностями эпохи, он, что называется, человек бывалый. И весьма талантливо делится своими наблюдениями, в том числе на страницах «Литературной газеты». Лежат у нас в «портфеле», например, замечательные фотографии и впечатления 60-х о только что приехавшем в Москву Эдуарде Лимонове. Да, Анатолий Иванович по духу ближе к почвенникам, его круг – это скорее Савва Ямщиков и Валентин Распутин, но Ковтун – человек широких взглядов, и, пожалуй, главная его черта – любопытство к жизни.
Так что будем ждать новых встреч, новых историй, новых фотографий.