Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2021 г.
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Фотокарточка на память

К 130-летней годовщине Ильи Эренбурга

09 марта 2021
Илья Эренбург, фото 1967 года

Удивительно, с какой чёткостью память возвращается к далёкому прошлому, когда забывается то, что происходило недавно... Так, в 1963 году я, не выходя из почтового отделения, вскрыл давно ожидаемый пакет с логотипом журнала «Юность» и достал договор на издание своего первого романа «Гроссмейстерский балл», рекомендованного журналу Граниным. Вот оно – официальное уведомление! Все переживания, связанные с отказами многих редакций, позади. И вторая радость – гонорар в триста рублей за лист. В романе двенадцать листов, это значит, что я могу оплатить первый взнос за кооперативную квартиру и покинуть осточертевшую десятиметровую комнату, где обитал с женой и пятилетней дочкой.

Кроме договора на белоснежной мелованной бумаге в пакете лежали два письма от двух Николаевичей – Бориса Николаевича Полевого, главного редактора, и Сергея Николаевича Преображенского, заместителя главного. Оба благодетеля, отмечая удачи автора, выбор темы – судьбы молодых специалистов на заводе – и некоторые художественные достоинства романа, завершали свои письма одинаковыми пожеланиями. Убрать при редактуре «националистический душок» в рассуждениях «некоторых» героев романа.

Честно говоря, такое предложение меня не обескуражило – я его читал в глазах тех, кто возвращал мне рукопись во многих редакциях. Но в ту минуту, когда издательский договор был в моих руках, я ощутил особую обиду. Да, один из героев романа – Левка Гликман, прошёл унизительный путь и в школе, и при поступлении в институт по нескрываемой причине своей «неправильной» национальности. «Отредактировать» эту линию значило лишить один из главных мотивов, ради которых и писался роман.

Спустя несколько дней, заглянув в «Книжную лавку писателей», я неожиданно увидел Василия Аксёнова, с которым познакомился ещё в первый приезд с рукописью романа в редакцию журнала «Юность». Слово за слово я поведал о письме Николаевичей.

– Интересно, что ты там такое написал? – вопросил Вася.

– Да ничего особенного – так, как есть. Не знал, что встретимся, а то бы показал пару страниц, – ответил я.

– Если хочешь, приходи завтра в Дом писателя, я там буду с трёх, на конгрессе, – предложил Вася. – Правда, у меня нет пропуска гостевого. Но ты протырься как-нибудь.

Затесавшись в группу людей, покинувших автобус, я проник в бывший Шереметевский дворец на улице Воинова. В былые дни я частенько заглядывал в Дом писателя, сиживал в кафе с друзьями по литобъединению и считался своим среди администрации дома. Но сегодня проводили закрытое мероприятие – «Международный конгресс европейских писателей», и вход был строго ограничен...

С членом советской делегации – Василием Аксёновым – я повстречался на мраморной лестнице, ведущей на второй этаж в роскошное фойе перед актовым залом. Вася был в светлом пиджаке, на лацкан которого присел бейджик, на шее висел фотоаппарат.

– Принёс? – Он взял мои странички, но читать не стал. – Есть идея, старик. Пока не началось заседание и не все собрались, я тебя познакомлю с Ильёй Эренбургом. Он сейчас скучает наверху. Самый раз!

– С кем, с кем? – пролепетал я вслед широкой васиной спине, растерявшись от неожиданного поворота.

– И не робей, я уже обмолвился с ним, – через плечо проговорил Василий.

В придвинутом к окну кресле сидел худощавый старик в сером пятнистом пиджаке, из ворота которого виднелась тёмная сорочка с галстуком, повязанным в тон сорочки. Одна рука свисала с подлокотника кресла, вторая, с потухшей курительной трубкой, покоилась на другом подлокотнике.

– Илья Григорьевич, – почтительно проговорил Василий. – Вот тот самый автор.

Старик повернул голову, покрытую ворохом седых взъерошенных волос, и показал профиль с глубоко запавшей щекой.

– Ты о чём? – промолвил Илья Григорьевич. – Ах, да. Ну и что?

Аксёнов протянул обе странички, вызвавшие, как мне казалось, особую настороженность редакции.

– Это всё? – хмыкнул Илья Григорьевич. – Да вы садитесь. Как ваше имя? Тоже Илья? Возьмите стул и сядьте.

Вася поддел меня плечом и отошёл. Я пододвинул ближайший стул. Эренбург сунул трубку в верхний наружный карман пиджака, прихватил листки обеими руками, перевернул, посмотрел, нет ли записи с оборотной стороны, и принялся читать.

Клок волос, прятавших висок, прикрывал половину крупного уха, густо поросшего волосами... И это был Илья Григорьевич Эренбург, чьё имя у меня на слуху с раннего военного детства. И бабушка, и мама – папа был на фронте – вырезали статьи Эренбурга из газет и читали соседям моего бакинского двора.

В дальнейшем, по мере взросления, я нередко обращался к его прозе. Номера журнала «Новый мир» с автобиографическим романом «Люди, годы, жизнь» до сих пор хранятся в книжном шкафу. Фантастическая судьба человека в гуще событий 20-х, 30-х, 40-х годов. Мадрид, Париж, Югославия. Знакомство и дружба со знаменитыми художниками, поэтами, писателями. Военный корреспондент на передовой двух мировых войн. Личный враг Гитлера. А мрачные времена гонения на «безродных космополитов»!..

В далёкие времена «дела врачей», во времена разгула антисемитизма, надежда людей на справедливость была обращена к Эренбургу, ведь его очень уважал Сталин. Известно, что из списка на арест известных «космополитов» вождь вычеркнул Эренбурга. «Рано ещё» – слишком велика фамилия писателя – вождь старался беречь свой международный авторитет.

Немалый вклад Эренбург внёс в шестидесятые годы, годы «оттепели». Именно тогда он испытал наибольшую злобу со стороны тех, кто пытался удержать привычную узду, накинутую вождём на страну. Мне вспомнилась одна давняя литературная история, связанная с коллегами-писателями ещё при жизни Сталина. На одном послевоенном партийном собрании группа «товарищей» обрушилась на беспартийного Эренбурга с критикой романа «Буря». А услышав, что роман одобрил Сталин, тотчас, не стесняясь, отталкивая друг друга, полезли славить обруганного нехристя. И кто?! Даже сам Михаил Шолохов, не говоря уж о «сафроновых – грибачёвых».

Эти мысли роем овладели моим сознанием, глядя, как Илья Григорьевич читает мои странички. Ещё я почему-то вспомнил, как в 1958 году, выстояв длиннющую очередь, я вошёл в Мавзолей. С левой стороны от Ленина покоилось рябое низколобое усатое личико со скрещёнными на груди руками. «И это называлось Сталин», – подумал я тогда.

Тем временем я уже приметил людей, стоящих поодаль, с явным намерением приблизиться в Эренбургу. «Что он так долго читает, ведь всего пара страничек, – подумал я. – Или уснул?»

– Ну и что? – встрепенулся Илья Григорьевич, отвечая на моё терпеливое ожидание. – Что вы хотите узнать? – Он принялся складывать страницы. – Не знаю, что вам и сказать, молодой человек. если подобные рассуждения их смущают. Скажите, Илья, вас, лично вас, коснулись события тех лет?

– Не очень. Я жил в Баку, а там «безродных космополитов» не выбрасывали из трамвая. Как в Ленинграде.

– Это и чувствуется, что не коснулись. Можно понять редакцию «Юности». Кстати, как ваша фамилия? – и, выслушав, проговорил: – Ну, по жизни вы Штемлер, а под романом можете значиться Штучкин.

Я пожал плечами, не зная, как отреагировать на явную двусмысленность. В этот момент какой-то молодой человек приблизился к нашему окну и протянул писателю пачку фотографий. Эренбург вернул мне листочки и принялся перебирать фотографии, что-то невнятно приговаривая под нос.

– Не сердитесь, с возрастом я становлюсь каким-то. неуклюжим, – улыбнулся Илья Григорьевич и на моё угрюмое молчание добавил: – Я подарю вам одну фотокарточку. На память о нашем знакомстве.

Он вытянул из пачки фотографию и надписал: «Илье Штемлеру – Илья Эренбург. 1963 год».

– И ещё, – добавил он, вручая мне фотографию. – Не ищите чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет. Не торопитесь кромсать текст, там есть кое-что... Возможно, возникнут новые обстоятельства и ваш роман будет кстати.

Не знаю, что тогда имел в виду Эренбург, но вскоре газета «Известия» напечатала поэму Твардовского «Тёркин на том свете», и, казалось, увядающая «оттепель» вновь ненадолго воспрянула. Дарственная фотография, запечатлевшая худощавого старика в сером пятнистом пиджаке, из ворота которого виднеется тёмная сорочка с галстуком, повязанным в тон сорочки, стоит у меня в кабинете рядом с девятитомным собранием сочинений Ильи Григорьевича Эренбурга. Что касается романа, то он был опубликован вполне пристойно, без досады автора. Инсценировка по роману прошла в ста театрах страны.

Тэги: Илья Эренбург Илья Штемлер
Обсудить в группе Telegram

Илья Штемлер

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я пришёл к тебе, Бабий Яр»

    28.09.2021
  • Советский европеец

    26.01.2021
  • Формула времени

    26.01.2021
  • В тени Жванецкого

    12.01.2021
  • Сижу дома. Не привыкать…

    15.04.2020
  • Почему «Оттепель»?

    37 голосов
  • Советский европеец

    33 голосов
  • В тени Жванецкого

    19 голосов
  • Формула времени

    15 голосов
  • ХХ век Ильи Лохматого

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS