Женевьева Бризак. Монель и футболисты. – École des loisirs, 2000.
Женевьева Бризак – лауреат премии «Фемина» (1996) за роман Week-end de chasse à la mère. Она также автор произведений для детей и литературный критик для Le Monde. Вместе с Кристофом Оноре Женевьева Бризак создала сценарий к его фильму «Моя девочка не хочет…» (фр. Non ma fille, tu n`iras pas danser) (2009). Страдая от анорексии с детства, она написала «автобиографически-вымышленный» роман «Маленькая» (1994), в котором рассказывает о своей борьбе с болезнью. Долгие годы Женевьева была главным редактором одного из лучших французских детских издательств École des loisirs. О своей любви к книгам она говорит: «Книги несколько раз спасали мне жизнь. Мой долг безграничен».
Ещё будучи главным редактором, Женевьева написала серию коротких книг о девочке Монель, которая ходит в школу, играет в футбол, дружит, общается с родителями, выбирает хобби, впервые красит волосы...
Каждая книжка посвящена отдельному периоду в жизни Монель. Тонко чувствуя язык, умея работать с образами и сюжетом плюс хорошо представляя себе потребности аудитории, Бризак создала беспроигрышный продукт. С одной стороны, не подкопаешься по части литературного мастерства, с другой – учтены все рекламные возможности, с третьей – этот книжный сериал и правда читается взахлёб. В таких книгах хочется жить: там светло, всегда солнце, много цветов и зелени, красивые пейзажи, прекрасный Париж, белый, розовый, роскошь и гламур.
Взаимоотношения главной героини с подругами могут быть сложными, но автор столь блистательно работает с юмором, что любая ситуация выглядит в конечном итоге комичной. Смех и красота (в одежде героев, в антураже) – главные ингредиенты книг Бризак: она лукавит в хорошем смысле, реальная жизнь такой не бывает, но потому и хочется возвращаться вновь и вновь в подаренную нам мечту. Детской и подростковой, так называемой проблемной литературы навалом и на Западе, и в России. Людям лень придумывать, они списывают с жизни. А здесь человек намеренно ставит цель: радовать читателя. Я сама с удовольствием перечитаю, например, фрагмент, где героини пьют молочные коктейли на крыльце за городом. Этот эпизод всплыл в памяти внезапно. Чем он примечателен? Да ничем. Атмосфера приятная, все красивые, диалоги остроумные, клубничный коктейль описан так, что слюнки текут. Или, скажем, сцена с Монель в магазине: на девочке лимонно-жёлтая майка, она болтает с продавщицей, а та потчует круассанами и капучино. Можно подумать, что меня привлекают исключительно гастрономические сюжеты, но дело не в этом: цвета, запахи, отношения (порой запутанные, но настоящие), атмосфера уюта и безопасности, даже приключения, по сути, не нужны, хотя и они тоже случаются.
Важно, что отношения с родителями и друзьями в книгах очень искренние, и Бризак людей «выставляет» хорошими, дружба девочек подразумевает конкуренцию, разборки, ревность – всё это в книге присутствует, но девчонки мирятся, разбирают все конфликты по косточкам, умеют извиняться и прощать, а затем снова стоять друг за друга горой. Это очень важно. То же самое в семье. Порой доходит до серьёзных проблем, есть место травмам и переживаниям, но люди добрые и понимающие, и выход эмоциям есть, и милосердие, и каждый клубок негатива разматывается, превращается в пыль. Счастливое детство.
Героини не беспечные, они просто любят жизнь и проживают её словно в лучшем из миров. Есть в этих историях очевидная голливудскость: всё приглажено, всё сияет, всюду чистенько, прибрано, проблемы решаются, тайны раскрываются, словно по рецепту: немного тайны, немного приключений, девчачьи разговоры и развлечения, красота и гламур = готово. Да, рецепт классного проекта есть, но попробуйте «приготовить» по-своему, у каждой хозяйки творожные запеканки разные. Я хочу сказать, что Бризак справилась с тяжелейшей задачей: она сотворила маленький детско-подростковый Голливуд в литературе и покорила читателей. Книги о Монель написаны незамысловато, но с большим литературным вкусом, переводить их наверняка сложно и приятно. Всем желаю, включая себя.