Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2024 г.
  4. № 43 (6957) (30.10.2024)
Культура

Габтовские «Байки» для детей и взрослых

Спектакль девятилетней давности существенно преобразили

03 ноября 2024
Сцена из спектакля / Татьяна Спиридонова

Музыкальные спектакли, специально написанные для детей, – всегда проблемная тема: их в принципе не так уж много, а по-настоящему талантливые произведения достаточно редки. Оперные театры, заботясь о подрастающем поколении и ещё в большей степени о себе самих, через воспитание с детства потенциальной публики чаще выбирают оперы классиков.

В России это касается прежде всего сказочных опер Римского-Корсакова: сюжеты многих из них провоцируют трактовать такие оперы в эстетике детских утренников, хотя сказками они являются лишь по форме, а по сути часто историями серьёзными и невесёлыми. Да и оперные композиторы стали писать специально для детей не так уж давно по историческим меркам, и у большинства великих мастеров прошлого ничего нет для детского музыкального театра.

Спектакль «Байки о лисе, утёнке и Балде» появился в репертуаре главного театра страны в 2015 м и предназначался для только что появившегося после глобальной реконструкции Бетховенского зала, сохранившего от прежнего, камерного, располагавшегося в красном Императорском фойе, только название. Возможности нового зала-трансформера весьма велики, и театр неоднократно использовал его для различных театрализованных представлений. В расчёте на его возможности и были первоначально поставлены «Байки»: режиссёр Дмитрий Белянушкин хорошо понимал, что он делает спектакль для технологичного, но всё же концертного зала со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Теперь же спектакль решили возобновить на Камерной сцене имени Бориса Покровского, которая, хоть и мала, обладает всеми преимуществами настоящего театра.

Поэтому хотя стиль и дух спектакля остались прежними, многое в нём поменялось, появилось немало новшеств. Спектакль с длинным названием предназначен для детской аудитории – по крайней мере, так декларируется, хотя старорусские тексты некоторых его частей едва ли можно напрямую адресовать детям и по сложной архаичной форме, и по морально-назидательному содержанию. Спектакль синтетический по всем составляющим: сложен из различных музыкальных произведений, объединяет в себе черты оперы, балета и балаганного вертепного театра.

«Байки» – ценнейшее пополнение репертуара Большого для подрастающего поколения. В этом синтетическом действе композитор Александр Праведников «сплавил» «Гадкого утёнка» Прокофьева, «Байку про лису, петуха, кота да барана» Стравинского, собственную оперу смешанного типа (наполовину моно-, наполовину хоровую) – «Сказка о попе и работнике его Балде», «перестелив» их связующими интермедиями-вставками собственного сочинения (с интересными названиями – «Жила-была корова» и «Траката»). Получился цельный спектакль, у которого, конечно, нет единой драматургии, но такая задача и не ставилась. Подобно сценическому оформлению Александра Арефьева, партитура действа – калейдоскоп, мозаика, в которой кроме серьёзного академического уровня исполнения есть ещё место и игре, интерактиву, непосредственному контакту с маленькими зрителями. Пространство зала, где сидит публика, активно вовлечено в процесс. Нет единой драматургии, но есть единая идея – смешного скоморошьего действа, парадоксального, задиристого, эксцентричного, смелого.

Свести гармонично все компоненты, как и в 2015 году, ныне удалось режиссёру Дмитрию Белянушкину: в помощь ему были деликатный свет Елены Капуновой и выразительные фантазийные костюмы Марии Чернышёвой. Декорации напомнили книжки-раскладушки советских времён с объёмными картинками, хотя по стилистике они скорее отсылают к дореволюционному лубку. Как и великие Прокофьев со Стравинским, Праведников и Белянушкин продолжают линию на разделение поющих артистов-рассказчиков и занятых непосредственно в действии танцовщиков и артистов миманса. Чем-то это напоминает дягилевский эксперимент с «Золотым петушком», в двух частях нового спектакля он вполне оправдан, а вот «Байка» Стравинского, вопреки замыслу композитора, могла бы быть представлена и как полноценная настоящая опера, поскольку в ней-то как раз реплики по ролям расписаны вполне традиционно.

Музыкальное воплощение спектакля-коллажа Большой представил на очень качественном уровне. Лидировали сочное сопрано Анны Бауман (Прокофьев) и выразительное меццо Ирины Березиной («Балда»), прекрасно показали себя хоровой и инструментальный ансамбли под руководством Алексея Верещагина, включая детскую группу. Ансамблевой слаженностью отличался мужской квартет в «Байке»: теноры Артём Попов и Алексей Сулимов, басы Алексей Прокопьев и Александр Маркеев. Яркая хореография Рамуне Ходоркайте особенно запомнилась работами Павла Медведицина (Балда), Юлии Шошиной (Бесёнок, Петух), Артёма Хрулёва (Утёнок).

Александр Матусевич

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS