Музыкальные спектакли, специально написанные для детей, – всегда проблемная тема: их в принципе не так уж много, а по-настоящему талантливые произведения достаточно редки. Оперные театры, заботясь о подрастающем поколении и ещё в большей степени о себе самих, через воспитание с детства потенциальной публики чаще выбирают оперы классиков.
В России это касается прежде всего сказочных опер Римского-Корсакова: сюжеты многих из них провоцируют трактовать такие оперы в эстетике детских утренников, хотя сказками они являются лишь по форме, а по сути часто историями серьёзными и невесёлыми. Да и оперные композиторы стали писать специально для детей не так уж давно по историческим меркам, и у большинства великих мастеров прошлого ничего нет для детского музыкального театра.
Спектакль «Байки о лисе, утёнке и Балде» появился в репертуаре главного театра страны в 2015 м и предназначался для только что появившегося после глобальной реконструкции Бетховенского зала, сохранившего от прежнего, камерного, располагавшегося в красном Императорском фойе, только название. Возможности нового зала-трансформера весьма велики, и театр неоднократно использовал его для различных театрализованных представлений. В расчёте на его возможности и были первоначально поставлены «Байки»: режиссёр Дмитрий Белянушкин хорошо понимал, что он делает спектакль для технологичного, но всё же концертного зала со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Теперь же спектакль решили возобновить на Камерной сцене имени Бориса Покровского, которая, хоть и мала, обладает всеми преимуществами настоящего театра.
Поэтому хотя стиль и дух спектакля остались прежними, многое в нём поменялось, появилось немало новшеств. Спектакль с длинным названием предназначен для детской аудитории – по крайней мере, так декларируется, хотя старорусские тексты некоторых его частей едва ли можно напрямую адресовать детям и по сложной архаичной форме, и по морально-назидательному содержанию. Спектакль синтетический по всем составляющим: сложен из различных музыкальных произведений, объединяет в себе черты оперы, балета и балаганного вертепного театра.
«Байки» – ценнейшее пополнение репертуара Большого для подрастающего поколения. В этом синтетическом действе композитор Александр Праведников «сплавил» «Гадкого утёнка» Прокофьева, «Байку про лису, петуха, кота да барана» Стравинского, собственную оперу смешанного типа (наполовину моно-, наполовину хоровую) – «Сказка о попе и работнике его Балде», «перестелив» их связующими интермедиями-вставками собственного сочинения (с интересными названиями – «Жила-была корова» и «Траката»). Получился цельный спектакль, у которого, конечно, нет единой драматургии, но такая задача и не ставилась. Подобно сценическому оформлению Александра Арефьева, партитура действа – калейдоскоп, мозаика, в которой кроме серьёзного академического уровня исполнения есть ещё место и игре, интерактиву, непосредственному контакту с маленькими зрителями. Пространство зала, где сидит публика, активно вовлечено в процесс. Нет единой драматургии, но есть единая идея – смешного скоморошьего действа, парадоксального, задиристого, эксцентричного, смелого.
Свести гармонично все компоненты, как и в 2015 году, ныне удалось режиссёру Дмитрию Белянушкину: в помощь ему были деликатный свет Елены Капуновой и выразительные фантазийные костюмы Марии Чернышёвой. Декорации напомнили книжки-раскладушки советских времён с объёмными картинками, хотя по стилистике они скорее отсылают к дореволюционному лубку. Как и великие Прокофьев со Стравинским, Праведников и Белянушкин продолжают линию на разделение поющих артистов-рассказчиков и занятых непосредственно в действии танцовщиков и артистов миманса. Чем-то это напоминает дягилевский эксперимент с «Золотым петушком», в двух частях нового спектакля он вполне оправдан, а вот «Байка» Стравинского, вопреки замыслу композитора, могла бы быть представлена и как полноценная настоящая опера, поскольку в ней-то как раз реплики по ролям расписаны вполне традиционно.
Музыкальное воплощение спектакля-коллажа Большой представил на очень качественном уровне. Лидировали сочное сопрано Анны Бауман (Прокофьев) и выразительное меццо Ирины Березиной («Балда»), прекрасно показали себя хоровой и инструментальный ансамбли под руководством Алексея Верещагина, включая детскую группу. Ансамблевой слаженностью отличался мужской квартет в «Байке»: теноры Артём Попов и Алексей Сулимов, басы Алексей Прокопьев и Александр Маркеев. Яркая хореография Рамуне Ходоркайте особенно запомнилась работами Павла Медведицина (Балда), Юлии Шошиной (Бесёнок, Петух), Артёма Хрулёва (Утёнок).
Александр Матусевич