Чутьё воина. Это моя земля: Литературный путеводитель. Издательство «Аппреал» на платформе Ridero, 2020. – 76 с.
В третий том серии «Это моя земля», в отличие от двух предыдущих книг («Суздаль» и «Красный Яр»), вошли не легенды и были той или иной территории, а истории о животных, попавших в экстремальные ситуации.
Сборник «Чутьё воина» выпущен в год 75-летия Победы, и сюжеты многих включённых в него рассказов связаны с Великой Отечественной войной. Так, в произведении сибирского писателя, историка, краеведа Игоря Маранина «Гром» есть следующие строки: «Отступая, откатываясь под ударами Красной Армии, немцы убивали собак. Не бродячих – своих, которые служили им верой и правдой. Всего в войсках Германии на довольствии состояли сотни тысяч животных. Большей частью невысоких коренастых немецких овчарок, но для охраны и сопровождения больших чинов использовались особые овчарки – гигантских размеров и с короткой чёрной шерстью. Когда панически бежишь, оставляя одно селение за другим – не до животных. Немало собак разбрелись по кубанским степям, и их добивали местные жители, возненавидевшие псов за время оккупации».
Персонажи рассказа известного прозаика Леонида Сергеева – члены военно-патриотического клуба «Память» – разыскивают останки павших солдат, оружие, боевые каски. Им на выручку приходит «бывалый путешественник» пёс Дым: «Увидев гостей, Дым на секунду застыл в недоумении, потом молча подошёл ко мне; в зубах он держал… патрон! Настоящий патрон от автомата, хотя и ржавый, но годный к стрельбе».
Павел Ширшов, служивший разведчиком в Афганистане, где и начал писать, обращается к военным событиям 1979–1989 гг. («Кот и пёс»):
«Заместитель начальника штаба пехотного полка майор Георгий Иванович Пеньков собак и дома-то не жаловал и скорее относил себя к кошатникам, а тут, встречаясь в кишлаках с афганскими алабаями, которые готовы были сожрать заживо чужаков, ещё больше убедился в своём собаконенавистничестве. Здоровые, с телёнка, псы, стоило только шурави войти в кишлак, с глухим рычанием атаковали бойцов, а те в ответ стреляли их как бешеных. Был в полку случай, когда молодой пацан в пылу боя не услышал этот рык и был атакован собакой сзади. Так как он сидел во время стрельбы, пёс не смог вцепиться в шею, которую прикрыла каска, и отхватил одним укусом полплеча. На истошный крик прибежали другие солдаты и пристрелили подлую псину, но солдатика увезли в госпиталь и там комиссовали по ранению...»
Кроме собак и кошек, в числе персонажей – лошадь, съевшая японский календарь и уронившая горшочек с традесканцией на темечко коменданта (в рассказе известного писателя Александра Покровского), бегемот, верхом на котором по всему парку катался зоотехник (в произведении продюсера проекта Андрея Сулейкова), «крокодил Гитлера» – миссисипский аллигатор Сатурн 1936 года рождения, проживающий в Московском зоопарке (в «Снах Сатурна» Гаянэ Степанян).
В предисловии к книге телеведущий Михаил Ширвиндт отметил, что в ней собраны рассказы «трогательные и весёлые», «про персонажей вымышленных и реально существовавших». Собаки, лошади, бегемоты не просто действующие лица, а полноправные участники жизни. «Животные на войне бывают, как правило, двух категорий, как люди, – свои и чужие», – читаем у Павла Ширшова.
Андрей Сулейков в рассказе «Спирт с молоком», созданном на основе материалов Калининградского зоопарка, описывает ситуацию, в которой раненый гиппопотам Ганс («редчайший экземпляр»!) фактически становится для своих спасителей – русских солдат – боевым товарищем:
«Солдаты развели в ведре микстуру, растянули бегемоту пасть, и один старшина со словами:
– Ну-ка, комрад Ганс, выпей фронтовые сто граммов! – влил ему живительную смесь в огромную глотку.
Минут через пять бегемот зашевелился.
– Ура! Ожил! Воскрес! – обрадовались солдаты.
– Товарищ лейтенант, это дело надо бы обмыть – обратились ко мне хитрованы.
Я не против. Налили, чокнулись с огромной «рюмкой» бегемота, ну то есть с ведром, и дружно выпили за здоровье немца Ганса.
Я засмеялся:
– Боже мой! С кем только не приходилось пить, а с бегемотом – первый раз! Расскажу в деревне – засмеют!
А старшина развил шутку:
– И не забудь, лейтенант, добавить, что не просто пил, а пил на брудершафт!»
Говоря о концепции третьего тома серии «Это моя земля», следует отметить, что идея литературного путеводителя, воплощённая в двух первых книгах, сохранилась. Каждый рассказ связан с тем или иным памятником или мемориалом. Таким образом, прочитав книгу, читатель непременно захочет приехать к месту действия и увидеть его своими глазами.
Гравюры к рассказам:
1. «Лошадь»
2. «Сны Сатурна»
3. «Кот и пёс»
4. «Спирт с молоком»
5. «Фиона»
Сюжеты разворачиваются в якутском посёлке Тикси («Свидание с Арктикой» Елены Булавиной), в Красных Стругах под Псковом, фактически уничтоженных в годы войны и отстроенных заново после её окончания, в Ленинграде и Абхазской ССР («Два Барсика» Жанны Стафеевой), в станице Выселки Краснодарского края, где к 40-летию Великой Победы был возведён Пантеон Славы («Гром» Игоря Маранина), на комендантском аэродроме, сооружённом в 1910 году на территории современного Приморского района Санкт-Петербурга («Фиона»), в Севастопольской бухте («Лошадь» Александра Покровского), в самом западном в России Калининградском зоопарке, расположенном в бывшей столице Восточной Пруссии («Спирт с молоком» Андрея Сулейкова)…
В оформлении тома использованы гравюры Людмилы Плехоткиной. Дизайн обложки выполнен Натальей Рыбальченко.
Уже сейчас «Чутьё воина» доступно для бесплатного скачивания на платформе Ridero. Осенью планируется выпуск бумажной книги и аудиоверсии сборника, который к сентябрю будет дополнен новыми рассказами и гравюрами. Также уже начались консультации по экранизации.
Проект, работающий под девизом «Такое могло произойти только здесь», открыт для сотрудничества с авторами и с теми, кто заинтересован в повышении туристической привлекательности территорий. Заявки можно отправлять через форму на сайте проекта «Это моя земля» itsmy.land.