«Для веселья нам даны молодые годы», – поётся в студенческом гимне. С возрастом сохранить весёлость непросто, и потому, глядя на Бориса Николаевича Любимова, невозможно соединить его речи с нынешними юбилейными «данными».
Сам Любимов в один из дней празднования заметил, что в Библии, например, почти не встретить слово «счастье», а «веселье» и «радость» – очень часто. Знание, добавляющее мудрость, но не превращающее её носителя в угрюмого и печального старца, – редкость. А Любимов, конечно, на старца ничуть не похож, а глядя на его юношеские и студенческие фотографии, отмечаешь, как многое в нём нынешнем от того, молодого, покорявшего горы, а в армейские годы ставшего свидетелем строительства Байконура… Нет, не только молодые годы нам даны для веселья – понимаешь всякий раз, разговаривая с Борисом Николаевичем и каждый раз имея возможность поразиться его многим знаниям и какой-то совершенно невероятной, прямо-таки кибернетической памяти.
Борис Николаевич Любимов – театральный критик, историк театра и историк русской философской и религиозной мысли, профессор, заместитель художественного руководителя Малого театра, а недавно – ещё и заместитель художественного руководителя Студии театрального искусства, ректор Театрального училища имени Щепкина при Малом театре и заведующий кафедрой истории театра России ГИТИСа… Кажется, и этот список неполон.
Когда нынешние студенты театроведческого факультета ГИТИСа на семинарах получают задание написать рецензию, как пример приводят ставшие хрестоматийными рецензии Павла Александровича Маркова, который был учителем Любимова в ГИТИСе, и рецензии самого Любимова, хотя повторить за ним, написать как он вряд ли у кого-то из нынешних студентов получится. Как в капле воды отражается мир, так и рецензия Любимова на тот или другой спектакль в его описании возвращается в контекст истории этого театра, в контекст театрального сезона, попутно узнаёшь о том, как занятые в спектакле актёры пришли к этим ролям… У Бориса Николаевича Любимова каждая рецензия – это маленькая энциклопедия театральной жизни.
Редкая способность держать в голове все даты и события необходима ему и в повседневном общении, когда он с удовольствием поздравляет своих вчерашних и позавчерашних студентов с каким-нибудь важным назначением или просто приятным событием, между прочим припоминая, что ровно десять, пятнадцать, двадцать или даже больше лет тому назад в этот день… Очень важно – это всегда напоминание о чём-то хорошем. Умение «всё помнить» (всё хорошее – опять-таки важно это подчеркнуть) помогает в выстраивании художественной стратегии театра. Малому театру, бывшему императорскому, а вчера и сегодня академическому театру России, конечно, повезло, что в конце 80-х художественным руководителем был избран Юрий Мефодьевич Соломин, но почти одновременно Малому театру повезло, что выбор Соломина пал на Любимова, приглашённого в театр завлитом, то есть заведующим литературной частью театра, и это сотрудничество подарило не просто замечательные, выдающиеся роли и самому Соломину, и многим другим выдающимся актёрам Малого, но определило репертуарный путь национальной сцены. А годы спустя именно советы Любимова помогли сложить репертуарную политику и сделать уверенные первые шаги Студии театрального искусства Сергея Женовача, а это – театральное счастье и молодого театра, и его публики.
Поскольку этот текст – более или менее юбилейный, а значит, поздравительный, нет ничего странного в тостоподобии его завершающей части: о верных людях говорят, что с ними в разведку пойти можно, а с годами приходит понимание, что в разведку ещё осталось с кем пойти, а вот за столом посидеть и поговорить – почти не с кем. Борис Николаевич Любимов – учитель и старший коллега – относится к тем редким и замечательным людям, которые незаменимы, наверное, и в разведке, но не менее важно его умение вспомнить всех поимённо, причём не в горе, а в радости, и этой радостью своей, неиссякаемым оптимизмом поделиться с другими, с нами и заставить поверить в лучшее – в театре, в жизни, в себе.