На 9-й фестиваль «Гаврош» польский театр Бай Поморский из Торуни привёз два спектакля. «Самый маленький бал в мире» уникален своими телевизионными супертехнологиями. В то время как «Огонёк» - камерная история с неожиданно взрослыми интонациями.
В спектакле «Огонёк» театра Бай Поморский из Торуни - всё предельно минималистично. Ничего лишнего ни в костюмах, ни в декорациях, ни в цветах, ни в музыке. Ведь главной героине - смертельно больной девочке - уже почти ничего не нужно.
В самом начале она будто прощается с домом, устремляясь к облакам. Впрочем, зритель так и не узнает ни её имени, ни её голоса, ни страшного диагноза. Главными будут переживания девочкиных «ближних»: Будильника, Подушки, Тапочек и Мишки. Сначала они обескуражены и даже раздражены, когда с утра не обнаруживают свою хозяйку на месте. Затем наступает стадия беспокойства, и наконец - щемящее чувство внезапной потери, безграничной любви и - всепрощение. Неважно, что Будильник постоянно засовывали под подушку и бросали в него тапком, что Мишка Джо с выстриженной чёлкой давно валялся в пыли под кроватью, что Тапки продырявились, а Подушке вечно не дают поспать. Столкнувшись с угрозой потери - «ближние» не только готовы терпеть всё это и дальше - они идут искать и спасать свою «мучительницу».
Польский драматург Малина Пшещлюга добивается невероятного результата: дети - некоторые даже не понимают, что речь идёт о смерти - сталкиваются с новым, взрослым чувством - болью утраты. И может, впервые понимают, как бережно и нежно надо относиться друг к другу.
Режиссёр Збигнев Лисовский говорит: «Самое главное для нас, что современный кукольный театр начал говорить о серьёзных проблемах, с которыми сталкиваются все дети: с взрослением, потерями, смертью. Они могут увидеть это у нас на сцене, и театр помогает им с ними справиться».
Текст оказывается определяющим - без аппарата-переводчика не обойтись. Чёрная сцена превращается в разные пространства, при простом изменении угла зрения и цветового решения. Если спальня в доме уютная, с полосатым бельём, то «грустная кровать» больницы - скучная, белоснежная, величественная. Под звуки одинокой электрогитары сверху, как из другого мира, на свою хозяйку с надеждой смотрят те, кто ей предан. Пространство может с лёгкостью меняться: кукла ростовая превращается в перчаточную, место которой может и вовсе занять актёр.
Здесь не будет хеппи-энда. Девочка уйдёт, как это должно быть в жизни, в какое-то другое пространство. Откуда же её маленьким друзьям знать, куда именно она уйдёт. И только Мишка Джо - любимая девочкина игрушка - не побоится пожертвовать собой и отправиться вместе с ней в неизвестное путешествие. Ведь он - живой, только у него и у девочки есть тот самый огонёк, который даёт энергию жизни. Подушка, Тапочки и Будильник так и останутся ждать друзей, которые обязательно вернутся.
Симбиоз элементов театра абсурда и театра предметного создаёт уникальный мир, в котором простые средства рождают недетские мысли о вечном.
Юлия Казюкова