Эта шокирующая цифра до недавних трагических событий оставалась без внимания общественности. Да, не все взрывы бытового газа разрушительной силы, большинство привыкшие к ним профессио-налы называют по-отечески нежно – «хлопками». Но сути проблемы это не меняет. Кризис системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) очевиден. «Голубой цветок», как романтично называют согревающий Россию газ, становится убийцей.
Ушедший год завершился трагедией. Под обломками обрушенного дома в Магнитогорске погибли 39 человек. Шестеро из них – дети. Это самая большая катастрофа подобного рода в истории России. Уточним, что за месяц до трагедии пенсионер из соседнего подъезда неоднократно «надоедал жалобами» чиновникам местной жилконторы на «нехорошую» квартиру, ставшую эпицентром взрыва. Эту квартиру посуточно сдавали (по словам бдительного пенсионера) «разным мутным людям». Ветерана в жилконторе провожали вежливым отказом, а за спиной крутили пальцем у виска.
До трагедии в Магнитогорске только в последний месяц года случилось ещё два серьёзных ЧП. 15 декабря около полуночи произошёл взрыв бытового газа в многоэтажном доме Вологды. Семья вернулась домой. Дверь открыла жена, включила свет и в ту же секунду прогремел взрыв. Шесть человек пострадало, хозяйка квартиры скончалась в машине «скорой помощи», а её мужу и сыну повезло – отстали и не успели войти в квартиру. Расследование показало, что при последнем обходе сотрудники проверяющей газовое оборудование компании не смогли попасть именно в эту квартиру. Ребёнок не открыл дверь «чужим дядям».
Пятью днями позже из-за утечки газа произошёл взрыв в восьмиквартирном доме в посёлке Октябрьское в Северной Осетии. Сильнейшие ожоги получили пять человек. Трое из них – дети. Спящая семья обогревалась газовой плитой.
8 января в час ночи в воронежскую экстренную службу сообщили об утечке газа в одной из квартир по улице Хользунова. Мужчина, состоящий на учёте у психиатра, насмотревшись репортажей из Магнитогорска, открыл вентиль духовки и «хотел войти в историю». Опоздай спасательная бригада, быть беде.
Утром 14-го января взорвался газ в городе Шахты. Обрушились два верхних (восьмой и девятый) этажа жилого дома. Погибли пять человек. В том числе двое детей.
Сотни вполне благополучных жильцов многоквартирного дома могут стать заложниками безбашенного алкаша. Или одинокой бабули – божьего одуванчика, страдающей прогрессирующей деменцией, постоянно забывающей на газовой плите с горящей конфоркой кастрюлю со сбежавшим молоком. Всё, что связано с газом, – зона риска.
Извечный русский вопрос: кто виноват? Человеческий фактор? Но он – продукт разрушенной в лихие 90-е чёткой системы контроля за внутридомовым газовым оборудованием и теми, кто этим оборудованием пользуется каждый день. В 1992 году государство тихой сапой начало снимать с себя ответственность за безопасность газовых коммуникаций и плит, изрядно физически и морально устаревших, а в 1997 году федеральным законом лишили права контролировать внутридомовое газовое оборудование тех, кому это на роду написано – Ростехнадзор. Кривая пострадавших от взрывов бытового газа резко поползла вверх.
В 2003 году вступили в силу «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления». Спохватились? И я так думал. Но… «Правила» уточнили, что «их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий». А с 2006 года техобслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и вовсе производится только по заявкам жильцов. Разумеется, за деньги. Есть чем платить, вызывай мастеров для проверки плиты и труб газоснабжения, устраняй неполадки. Нечем… Беги в церковь ставить свечку, чтобы пронесло.
Те же Шахты… Третий по численности населения город Ростовской области, попавший в «чёрный федеральный список» городов с самыми низкими в России зарплатами. Взорвавшийся дом (по данным местных СМИ) обслуживала самая отстающая управляющая контора – «Жилремсервис», задолжавший контрагентам 11 миллионов рублей.
«Газовым плитам в таких домах по 40–50 лет. Малоимущие граждане, которые получают субсидии по оплате за жильё и коммунальные услуги, не в состоянии купить новую плиту за свой счёт. В старых домах субсидировать замену плит должно государство, а новостройки должны оснащаться «умными системами» по умолчанию», – спохватилась председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Плюс высокий фон тревожности и недоверия в обществе. Каждая вторая квартира (по статистике газовщиков) закрыта для проверяющих. Жители не верят даже людям в униформе с фирменной нашивкой «Горгаз». И одиноких беспомощных стариков, доживающих свой век в ветхом жилье, становится всё больше и больше…
Вспоминаю плакаты советских времён, призывающие к бдительности. «Не разрешайте лицам, не знакомым с газовыми приборами, включать газ!». Или: «Газовая плита – не сушилка» (на рисунке – висящие над горящей конфоркой полотенце и сорочка). «Не балуй!» (строгий дядя в синей униформе с «бейджиком» на груди «Газовая служба 04» грозит пальцем шкодливому школьнику, подносящему спичку к конфорке). «Родители, разъясняйте детям правила пользования газом!» (на картинке мама с дочерью изучают правила пользования газовой плитой).
На стене каждой кухни, прямо над плитой, обязательно висели правила пользования газом. (Иные хозяйки помещали их в рамочки). И – шрифтом крупнее: «При появлении в квартире запаха газа немедленно закройте газовые краны и проветрите помещение. Не зажигайте никакого огня! По телефону 04 вызовите аварийную бригаду». Школьникам на уроках ОБЖ разъясняли, что делать, если случилась утечка газа.
Помню, раз в месяц без всякого вызова приходил газовщик из жилконторы. Помазком для бритья, смоченным в мыльном растворе, смазывал места стыков газовой трубы, газовый вентиль. Если раствор пузырился, значит, есть утечка газа. Необходим срочный ремонт. Безопасность жильцов была превыше всего. Сейчас безопасность – предмет торга. Современный Жилищный кодекс даёт управляющим компаниям право либо заключать договоры на обслуживание газового оборудования, либо заниматься этим «своими силами». То есть пригожий гастарбайтер, в глаза не видевший этого оборудования у себя дома, может по вашей просьбе за копейки переставить плиту из, скажем, левого угла кухни в правый, оторвав её от стояка и соединив с ним резиновой подводкой, вместо надёжного, с оплёткой шланга евростандарта.
Жильцы экономят на собственной безопасности. А что делать, если нет денег?
Взрывы в Магнитогорске и Шахтах «разбудили» законодателей и власти на местах. В регионах идут массовые внеплановые проверки внутридомового газового оборудования и коммуникаций. В Смоленской области, например, в новогодние праздники дополнительно проверили 808 подъездов в 267 многоэтажных домах. В Вологде с начала января в два раза выросло число аварийных вызовов. В Челябинской области идут повальные проверки и «разборы полётов»…
С радикальным предложением выступила Общественная палата – немедленно создать «газовую полицию» и (или) «газовый патруль». Штрафовать тех, кто не пускает на порог специалистов, проверяющих газовое оборудование. Сенатор Франк Клинцевич выступил за «крайнюю меру» – вернуть газовую отрасль под контроль государства. А глава Ростехнадзора Алексей Алёшин и вовсе предложил запретить «использовать газ в жилых домах». И это притом что сетевым или сжиженным газом в России оснащено примерно 72% жилого фонда, то есть около 50 миллионов квартир (домохозяйств).
Ближе всех к жизни инициатива Галины Хованской, которая предлагает оборудовать многоквартирные дома термоэлектрической системой «газ-контроль», позволяющей автоматически прекращать подачу «голубого цветка» в случае, если погаснет пламя конфорки. Такими плитами оборудована вся цивилизованная Европа. Там жилые дома оснащены газоанализаторами – специальными датчиками, определяющими загазованность помещения и в реальном времени оповещающими об утечке аварийные службы.
Дело за малым – найти на всё это деньги…
Сергей Рыков
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Федорук,
ведущий эксперт по ЖКХ и жилищному праву общероссийского общественного движения за права человека:
– Я сейчас скажу очень некрасивую фразу. Деньги на погребение найдут, если дом взорвётся, а чтобы установить газоанализаторы во все дома, таких денег нет. Так их искать надо.