Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 февраля 2024 г.
Телеведение

Где ни тронь – везде огонь

К юбилею звезды театра и кино

18 февраля 2024
Ирина Муравьёва. «Москва слезам не верит»

До того как сообщить, что Москва – лотерея, а с бумагой в стране напряжёнка, Муравьёва была звёздочкой Центрального детского, кузницы молодых дарований.

Тот не жил, кто не видел её в «Молодой гвардии».

Спектакль строился как затяжной допрос ребят с экскурсами в огневое прошлое комсомольского подполья – и Муравьёва была Шевцовой. Когда краснодонская Кармен игриво устанавливала табурет, повернувшись к гражданину начальнику пятой точкой, – зал, ещё не знавший Маньку Облигацию (фильм про «Чёрную кошку» выйдет позже), буквально угорал – насколько можно угорать на столь безрадостной тематике. Оригинальная инсценировка Никиты Воронова заканчивалась не казнью и не пафосными клятвами, а тихими толками палачей. «Будь у нас такие ребята, мы б не проиграли войну», – горько цедил в зал старший. «Но мы же выигрываем!» – недоумевал адъютант. «Да? Это вам только кажется», – был ответ.

Душой, заводилой, «сердцем с перцем» «таких ребят» была выпускница Ворошиловградской разведшколы НКВД Герой Советского Союза Л.Г. Шевцова, не дожившая и до девятнадцати (Ирина Муравьёва).

С подачи театра и на экран попала – в сериал о школе рабочей молодёжи «Разные люди». В то время как раз ввели обязательную десятилетку, и перезрелых работяг интенсивно агитировало ЦТ: картина вышла дуплетом со всенародно любимой «Большой переменой». Как часто бывало тогда на телевидении, в производстве задействовали профильный театр – в главных ролях засветилась вся тогдашняя молодая гвардия ЦДТ: Сайфулин, Ованесов, Хотченков, Бордуков, Захаренков. И рыжая-конопатая прима театральной студии Ирочка Муравьёва, разом переигравшая всех, даже на заднем плане егозя, интригуя, строя глазки и всячески стягивая внимание на себя.

Дальнейшими киноролями её не больно-то баловали (запомнилась только Инесса в «Дуэнье»), и лето красное актриса проплясала на сцене Детского. А дальше пришло уже время играть неунывающих «дам с прошлым», энергично и безуспешно строящих непутёвую свою жизнь. Мать разваливающегося семейства, чей работяга-мужик ощутил зов сфер и невыносимость советской жизни, – а она думала, кралю завёл («Охота на лис»). Пробивную устроительницу мужниных дел, споткнувшуюся о совсем уж непереходимую красную линию («Мы, нижеподписавшиеся»). Сдатчицу летнего жилья с романсом «Я, беззащитна, пред вами стою / Что же вы топчете душу мою?» («Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад»).

И – конечно, конечно, конечно, Людмилу, да что там, Люську Свиридову из «Москва слезам не верит». Охотницу. Искусительницу. Паненку. Плохую подругу, от каких матери остерегают провинциалок. Кристальной чистоты гурченкин стиль.

Запуская кинороман, режиссёр Меньшов не очень рассчитал с композицией. Образцовый герой – слесарь Гоша появлялся на экране через час и 35 минут после начала, по прошествии двух третей картины. Вера Алентова играла скромницу и потому не отсвечивала. Так что всю первую серию, весь ностальгический трип в 50-е везла на себе одна Муравьёва. Рассекала развратной походочкой. Смущала простеца Колю клубничной маской: «Это вы меня в краску вогнали». Симулировала внимание к речам перспективных женихов. Поднимала визг при появлении сверхзвезды Харитонова. Была ходячей иллюстрацией к скороговорке «Уж замуж невтерпёж». Так что Госпремию по чину разделила с главными героями и – прицепом – с третьей подругой Раисой Рязановой.

Говорила: «Не учи меня жить, лучше помоги материально»? Распишись в правой графе.

Оценив атомную энергетику завоевательницы столиц (Муравьёва – редкая среди актрис коренная москвичка!), Татьяна Лиознова позвала её на схожую роль в «Карнавал». Нинка Соломатина, целясь в актрисы, каталась на роликах (с «Королевы бензоколонки» все абитуриентки театральных вузов катались на роликах), зубрила скороговорки и охмуряла Абдулова (все гостьи столиц охмуряли Абдулова, многие успешно). Пережив обычную в таких случаях ветхозаветную драму, записывала один из первых на нашем экране постановочных клипов «Позвони мне, позвони», повторяемый впредь на «Утренней почте» с тою же частотой, как «Старый рояль» («Мы из джаза») и «Когда воротимся мы в Портленд» («Из жизни начальника уголовного розыска»). «Я смогу, я не заплачу» – стало девизом.

Могла. Не плакала.

Одни только названия картин уже складывали мозаику активного личного поиска. «Самая обаятельная и привлекательная». «Мы странно встретились». «Когда опаздывают в загс». Играла душечек и повзрослевших опечаленных душечек. С годами могла перейти на роли партработниц и школьных директрис, в кадрах таких любили, – но с её годами строй кончился, а с ним и партработницы, и директрисы перешли в разряд «ералашного» примитива.

Все её героини хотели схватить жар-птицу счастья за хвост.

Все приходили к тому, что счастье не бывает картинным-обложечным – и вообще не летает.

Лампа.

Дачное окно.

Столик пинг-понговый.

И лишь иногда, когда слишком разважничаются потомки (у Муравьёвой двое), показать им старые фото: как зажигала мать в 20 лет в городе Краснодоне.

Знай рыжих.

Лису озвучивала всю жизнь, аж в пяти мультфильмах.

К юбилею Ирины Муравьёвой в статье Ирины Кумовой "Притяжение личности. Ирина Муравьёва"

Тэги: Персона Юбилей Актриса
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хорошая девочка Хибла

    07.03.2025
  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
  • Захар Прилепин: «Я свёл Навального с Лимоновым…»

    90 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS