Трудно судить о современном кино из дня сегодняшнего. Вполне возможно, что критический взгляд на него – плод предубеждений, что брюзжание зрителей, ворчание киноведов обусловлено особенностями «оптики», что, действительно, большое видится на расстоянье. Возможно даже, что через какие-нибудь пятьдесят лет будущие поколения с ностальгией станут вспоминать премьеры 2020 года. Как многие из нас сегодня, обратившись к премьерам пятидесятилетней давности, пребывают в восхищении от ретроспективного юбилейного списка фильмов 1970-го: «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Бег» Алова и Наумова, «Белорусский вокзал» Смирнова, «Ватерлоо» Бондарчука, «Дядя Ваня» Кончаловского, «Случай с Полыниным» Сахарова, «Жил певчий дрозд» Иоселиани, «Король Лир» Козинцева, «Начало» Панфилова…
В принципе, достижениями только этого одного, почти случайно выбранного нами года советское кино оправдало своё существование. Отметим жанровое разнообразие, масштаб решаемых задач, вклад в историю мировой культуры, социальную значимость, ну и остановимся на этом, сколько можно оглядываться назад, давайте заглянем в будущее.
Как раз о социальной значимости нашего кино предложила задуматься министр культуры Ольга Любимова на встрече с президентом России. Было сказано о необходимости проводить отдельный конкурс социально значимых картин: «По сути, это государственный заказ. У нас есть определённое количество тем, которые нам нужны, это все прекрасно понимают…»
Но способен ли наш «продюсерский» кинематограф решать столь важные задачи, сможет ли вернуть России славу великой кинематографической державы?