По распоряжению императора Александра I в Казанском соборе у могилы фельдмаршала Кутузова были размещены ключи от взятых полководцем городов и более ста трофейных знамён и штандартов. Через 200 лет у святой гробницы осталось лишь несколько ключей, пять наполеоновских штандартов и одно знамя. А три года назад исчезли последние штандарты и знамёна – их увезли в хранилище Музея истории религии. О попытках вернуть к мемориалу эти знаки воинской славы, переписке председателя правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Бориса Орлова с министерствами и ведомствами, призванными сохранять культурное наследие, читателям нашей газеты рассказал Владимир Васильев («У Кутузова отобрали трофеи», «ЛГ», № 5). Сотрудники Музея истории религии «гневные обвинения в свой адрес в разорении могилы великого полководца» опровергли и прислали своё видение проблемы.
Сейчас уже мало кто помнит, что Музей истории религии (добавочное «и атеизма» в названии появилось лишь 20 лет спустя) был создан в 1931 г. в рамках Академии наук СССР как антитеза антирелигиозным музеям, открывавшимся в ту пору по всей стране под эгидой Союза воинствующих безбожников. Через год по решению Народного комиссариата просвещения «при непременном условии сохранения в целостности здания, как замечательного архитектурного памятника» музею было передано здание на тот момент уже бывшего Казанского собора (он был изъят у религиозной организации в 1929 г.). Началась работа по приспособлению помещений к музейным целям, очистка чердаков (общий вес голубиного помёта, снятого только с крыши, превысил 60 тонн), поновление живописи в интерьерах, которая была уже «почти не распознаваема». Немало времени ушло на совещания с художниками, чтобы экспозиция не повредила замыслу А.Н. Воронихина, создавшего не просто храм, а памятник победам русского воинства. 15 ноября 1932 г. Музей истории религии торжественно открыл двери для первых посетителей.
Особое место уже в той, первой экспозиции, занимала могила генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова, тело которого было захоронено в Казанском соборе 13 июня 1813 г. Здесь же экспонировалось шесть вошедших в состав музейной коллекции наполеоновских знамён и штандартов. С новой силой этот раздел экспозиции был востребован в годы Великой Отечественной войны. Во исполнение решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 26 октября 1942 г. Музею истории религии было предписано открыть с 5 ноября для массового посещения захоронение великого русского полководца и устроить при нём историческую экспозицию. Согласно ежегодному статистическому отчёту за 1943 г., за 269 рабочих дней могилу и экспозицию посетили 12 142 бойца Ленинградского фронта и жителей города. Принимая во внимание условия жизни в осаждённом Ленинграде, эту цифру можно считать очень высокой, за год тремя оставшимися в живых после первой блокадной зимы научными сотрудниками музея было проведено 97 экскурсий. Значение этой работы нагляднее всего иллюстрирует выдержка из книги отзывов за 26 февраля 1943 г.: «Командир артполка с бойцами зашёл на могилу Кутузова, вместе все дали клятву бить так, как он бил врагов». Приписка: «Бьём, били и будем бить».
В начале 50-х гг. прошлого века после длительной и полной реставрации пострадавшего от артобстрелов и бомбардировок здания сотрудники музея приступили к созданию новой экспозиции. Одним из первых был спроектирован так называемый мемориальный отдел, посвящённый истории Казанского собора как храма-памятника и увековечивающий память о фельдмаршале Кутузове.
В 1991 г., когда здание было возвращено Санкт-Петербургской епархии, музею было предоставлено новое помещение. Подготовка и переезд заняли долгих 10 лет. Музей покинул ставшие ему за 70 лет родными стены, однако в соборе остались предметы, являющиеся важными элементами его декоративного убранства, но числящиеся на музейном учёте. Согласно договору, музей передал «в бессрочное безвозмездное пользование православной местной религиозной организации… для использования в богослужебных и иных религиозных целях 88 (восемьдесят восемь) музейных предметов, на период существования религиозной организации». Среди них наряду с уникальными памятниками русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства предметы, имеющие статус исторических реликвий и общенационального достояния – знамёна и штандарты наполеоновских войск. В соответствии с договором сотрудники музея регулярно проводят осмотры музейных предметов и в случае необходимости фиксируют изменение сохранности, т.к., повторим, все переданные на хранение в религиозную организацию предметы входят в состав музейного собрания и являются неотъемлемой частью Музейного фонда Российской Федерации.
В 2014 г. прошло совместное совещание музейных сотрудников, представителей прихода Казанского собора и Государственного комитета по охране памятников, посвящённое серьёзному изменению сохранности фланкирующих могилу М.И. Кутузова французских знамён и штандартов. Было констатировано, что за 200 лет пребывания в открытом доступе без соответствующих средств защиты от пыли и копоти эти ставшие уже привычными для прихожан элементы оформления могилы пришли не просто в ветхое, а в аварийное состояние и нуждаются в реставрации, которая не может быть осуществлена на месте – только в условиях музейных реставрационных мастерских. С благословения настоятеля Казанского собора протоиерея о. Павла (Красноцветова) эти предметы были демонтированы и перевезены в музей. Присутствовавшие на совете эксперты обратили внимание представителей прихода на то, что реставрация предстоит сложная, кропотливая и, как следствие, чрезвычайно длительная, включающая в себя не только технико-технологический, но и научно-исследовательский компонент. Так же было озвучено, что по завершении всех работ данные предметы в подлиннике смогут занять своё место у могилы фельдмаршала только при соблюдении определённых требований – их экспонировании в горизонтальном, расправленном виде в герметичных стеклянных пакетах-витринах с низким уровнем освещённости. На время реставрации, чтобы не оголять могилу, было предложено изготовить муляжи знамён.
С целью обеспечения максимально качественного проведения реставрационных работ лабораторией биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа была осуществлена микробиологическая экспертиза, реставраторы по тканям направлены за консультациями во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря, где была подтверждена крайняя ветхость знамён и было предложено провести предварительную пробную расчистку отдельных фрагментов шёлка для принятия окончательного решения. Результаты пробной расчистки будут представлены на очередном расширенном Реставрационном совете.
Таким образом, как видно из представленного обзора, сотрудники музея целиком и полностью разделяют беспокойство писателя В.В. Васильева по поводу судеб этого комплекса исторических реликвий – знамён и штандартов с могилы фельдмаршала Кутузова. Они прикладывают все необходимые усилия для того, чтобы защитить эти хрупкие предметы от дальнейшего разрушительного воздействия временем. Музей открыт для диалога и всегда готов поделиться имеющейся у него профессиональной информацией с теми людьми, которым не безразлична история нашего Отечества.
Л. Мусиенко, директор Государственного музея истории религии;
Е. Терюкова, зам. директора музея по научной работе, председатель Реставрационного совета;
Е. Денисова, главный хранитель музея
P.S. Что ж, благодарим сотрудников музея за отклик. Но всё же вопросы остались: куда подевалась почти сотня знамён и штандартов, установленных в соборе 200 лет назад, и сколько времени займёт реставрация последних сохранившихся. Надеемся получить ответы и от других ответственных за сохранение культурного наследия организаций.
«ЛГ»-досье
Государственный музей истории религии – единственный в России и один из немногих в мире, постоянная экспозиция и временные выставки которого рассказывают о таком универсальном феномене человеческой культуры, как религия. Коллекция музея включает памятники духовной и материальной культуры от Океании до Южной Америки, от Африки до Сибири, древнейшие из которых датированы эпохой палеолита, новейшие – отражают религиозную жизнь на современном этапе.