Жуткое предсказание нобелевского лауреата по физике Нильса Бора – «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнётся в собственных отходах» – начинает сбываться. По данным ООН, ежегодно от загрязнения воздуха и воды, в том числе отходами, в Китае умирает 500 тысяч человек, в Индии – 700 тысяч, в Европе – 200 тысяч. В России экологически зависимая смертность, по данным ВОЗ, достигла 18–20%.
Боремся с выбросами выхлопных газов, внедряем новые экологически безопасные технологии, но одна проблема – бытовые отходы – нигде так до конца и не решена. В заботе о сохранении лёгких планеты – лесах – резко уменьшили использование бумаги, но заменивший её пластик оказался ещё большим злом. Леса, при грамотном к ним отношении, восстанавливаются через пятьдесят-сто лет, бумажные пакеты сгнивают, превращаясь в удобрение, за несколько месяцев, а вот пластиковые – только за сто лет, некоторые же виды пластика разлагаются около пятисот лет.
Во Франции, Бельгии, Чехии, Испании и ряде других европейских стран использование пластиковых пакетов запрещено, с этого года отказался от их производства Таиланд. Хотя пакеты – это только часть айсберга. Сегодня почти вся упаковка – это пластик.
Мы пока об отказе даже не говорим, хотя остроту проблемы осознали ещё двадцать лет назад, приняв в 1998 году Закон «Об отходах производства и потребления». Его полноценное применение откладывалось много раз, наконец, с 1 января все положения должны были вступить в силу. Но, похоже, пока говорить придётся не о решении проблемы, а о подходах к её решению.
Во многих регионах реформу встретили в штыки. На одних митингах требовали сначала перейти к раздельному сбору бытовых отходов, на других – отказаться от планов построить поблизости мусоросжигательный завод, на третьих – отменить грядущее повышение тарифов. Никакой пропагандистской кампании проведено не было, и сегодня мало кто понимает из чего складывается тариф. В Иркутске, например, граждан известили о том, что плата за вывоз составит 650 рублей за кубометр. И что это значит? Сколько горожанин заплатит в месяц?
Появилось такое понятие, как нормы накопления бытовых отходов, но почему-то в одном месте эти нормы меньше двух кубометров в год, а в других больше трёх с половиной. То есть один и тот же человек, переехав из пункта А в пункт Б, начинает мусорить в два раза больше? Или это лишь уловка для того, чтобы повысить расценки вдвое?
Теперь, наконец, тариф будет рассчитываться не с квадратного метра, который мусор не производит, а с человека. И платить будут все без исключения, в том числе и жители отдалённых деревень, из которых мусор отродясь не вывозили. До эры пластика всё шло в дело: пищевые отходы в компост, дерево и бумага в печь или костёр, стеклянные банки и бутылки мылись и использовались годами, а металл сдавали в пункты приёма металлолома. Теперь автолавки даже в медвежьи углы привозят всё в пластике. Что с ним делают бабушки и дедушки? Либо сжигают, отравляя воздух, либо закапывают, загрязняя свою землю.
Появятся ли в таких деревнях мусоровозы? Должны, но… Львиную долю в тарифе составляют расходы на бензин и солярку, так во сколько обойдётся вывоз мусора из Богом забытых деревень, и потянут ли эти расценки остающиеся там пока пенсионеры? Будут ли дотировать их расходы? Ответов, судя по лозунгам на митингах, нет.
Главный вопрос, впрочем, не тарифы, они далеко не везде озвучены. Во многих местах протест вызвали планы построить полигоны для накопления мусора и заводы по их переработке. Все понимают, что проблема уже перезрела, но никто не хочет иметь такой завод под своими окнами. Сейчас чиновники начали, наконец, суетиться и что-то людям разъяснять, но почему не вынесли эти вопросы на обсуждение раньше? Какие собираются внедрять технологии, отечественные или импортные? С сортировкой или без? Сколько будет отбираться вторичного сырья, как будет компостироваться органическая фракция и где захоронят оставшееся (а это при ряде технологий – добрая половина)?
С января должны были начать работу региональные операторы. Компании, выигравшие конкурс за право взять под своё управление вывоз и переработку твёрдых бытовых отходов. Однако операторы определены далеко не везде, и в результате в некоторых населённых пунктах мусор не вывозят ни управляющие компании, ни операторы, а квитанции, как в Орле, начали выписывать на покойников.
Вывоз и переработка – это бизнес, причём непростой. Нужны высокие технологии, а значит, и немалые деньги на их создание (или покупку) и внедрение. Кулибины здесь тоже могут найти поле для деятельности (в утилизации отходов небольших отдалённых населённых пунктов), но всё же основной игрок – крупный бизнес, а он, судя по всему, утонуть в мусоре не готов.
Если смотреть на два шага вперёд, хорошо бы сразу строить заводы, на которые будут поступать уже отсортированные отходы, но возникают дополнительные расходы на контейнеры и мусоровозы новой конфигурации. Бизнес, похоже, к раздельному сбору не готов. Да и население – тоже. Хотя последний аргумент всё-таки от лукавого. Да, кто-то будет путать, кто-то напакостит из вредности, но в конце концов привыкнем.
Сколько лет говорим о раздельном сборе отходов, а ни одного шага в этом направлении не сделали. Все эксперименты в этом направлении, говорят противники такой технологии, провалились. Расскажу почему. Несколько лет назад у торгового центра недалеко от ВДНХ появилось два контейнера – для стекла и пластика. Но простояли они недолго. Убрали, объяснили мне, потому что никто туда ничего не бросал. А знаете почему не бросали? Контейнеры поставили в глину, в грязь, в самом конце довольно большой парковки. Я, хотя регулярно покупаю там продукты, заметила эти боксы только, когда их увозили.
Недавно нарядные боксы-контейнеры появились между станцией метро «ВДНХ» и выставкой, у забора Музея космонавтики. Почему там? Жилых домов близко нет, вряд ли кто-нибудь по дороге на работу сядет в троллейбус с сумкой, забитой пластиком или стеклом. Палаток с едой и одноразовой посудой рядом тоже нет, и пиво на ходу теперь, к счастью, пьют редко, а воду в мороз так и вообще единицы. Так для чего же контейнеры? Надеюсь, что это просто социальная реклама, приучающая граждан к ответственному обращению с отходами, а не акция, призванная подтвердить, что москвичи к реформе не готовы.
В Финляндии такие контейнеры устанавливают при входе в гипермаркеты. Видела их у апартаментов на горнолыжных курортах Франции. И русские туристы тоже делили свой мусор по видам и нисколько этим не тяготились. Так что главная проблема всё же не в психологии, а в деньгах. Но начинать надо. Глупо будет – захлебнуться в собственных отходах.
Людмила Мазурова
«ЛГ»-досье
По данным Росприроднадзора, на полигоны ежегодно направляется 2,3 млрд тонн всех видов отходов, накоплено уже более 30 млрд тонн. При этом доля твёрдых коммунальных отходов составляет около 56,4 млн тонн в год. Утилизации из этого объёма подвергается лишь 7–10%.
Большинство полигонов для накопления отходов морально устарели, достигли или в скором времени достигнут предельной мощности.
Половина оборудования, задействованного сегодня на переработке отходов, иностранного производства. К 2030 году уровень импортной зависимости планируется снизить до 10%.
Курирует реформу Департамент госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды.
Предусмотрена рекультивация 191 свалки в черте городских поселений. К 2024 году будет создано дополнительно семь заводов для утилизации батареек и энергосберегающих ламп.
Деньги от экологического сбора пойдут в регионы для создания необходимых мощностей и инфраструктуры.
Для того чтобы пресечь в условиях дефицита полигонов практику выброса мусора в леса и карьеры, планируется оснастить машины перевозчиков ТБО системой ГЛОНАСС.
В Госдуму внесены предложения о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за несанкционированные свалки для граждан в размере 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – до миллиона рублей.