Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Героин перемен

01 января 2007

Юнна МОРИЦ

Пером и кистью

Белое облако в чёрном квадрате,
Облако в чёрном квадрате окна.
Там белоснежное плавает платье,
Облака платье из хлопка и льна.

Мы – на планете, где счастье – в утрате
Страха, стыда, и всплывает со дна
Облако белое в чёрном квадрате,
Облака платье, в котором Луна.

Так до рождения плавают дети
Белого света, чья прялка сильна, –
Плавает в чёрном квадрате столетья
Облака платье из хлопка и льна.

Плавает силы небесной объятье,
Плавает Ангел из детского сна,
Облако белое в чёрном квадрате,
Облака платье в квадрате окна.

* * *
Дай мне руку, дай мне ногу,
Дай мне попку и живот,
Я возьму тебя в берлогу,
Где душа моя живёт.

Там вселенские просторы,
Там галактики времён,
Там любовь, секрет которой
Знает Бога почтальон.

Два слова

Удрала корова с живодёрни.
Ужасом душа её полна.
Вся корова изменилась в корне.
Водку пьёт с хозяином она.

Рисунки Юнны МорицИх последней тайны паутина
Знанием последним сметена.
Вся корова больше не скотина,
Больше не говядина она.

А хозяин знает слов не много,
Мало, но достаточно вполне, –
Он с коровой жертвенного Бога
О душе мычит наедине.

И, когда священная корова
С пастбища ведёт его домой,
Слышно, как мычат они два слова –
Бо-о-оже мо-о-ой!.. Два слова – Боже мой!

Улица и святой

Двое сидят на балконе с чайником свежей заварки,
Трое беседуют в парке, двое беседуют в арке,
Кто-то, беременный кем-то,
дышит большим животом
На улице, вдоль которой беседует с домом дом.

Мальчик ведёт беседу с пёсиком годовалым,
Играют они, как братья, секретов у них – навалом.
Тётки сидят в беседке с дядьками, их гостями.
Все друг с другом беседуют, делятся новостями…

А рядом сияет площадь, где в молодое тело,
Спиной прислонённое к дереву, стая ножей влетела,
Стая ножей, достаточных
для нестерпимой пытки,
Для состраданья граждан, пьющих бесед напитки.

В золоте солнца – площадь и юноши красота,
Чья чистота страданья будет потом свята,
Чья высота абсолютна, облако – ниже рта.

Но улица, вдоль которой беседует с домом дом,
Только пустое место видит на месте том.
О чём они там беседуют?.. Об улице и святом.

* * *
«Звёзды сосущая пустота» –
Это Платонов Андрей,
Простора страшная простота,
Где распятый воскрес еврей,

Где даже свет не бывает свят,
Если он не достаточно был распят
До того, как страшная красота
Светом сошла с креста.
Умирают звёзды, а свет их свеж
И струится отдельно от звёзд во мрак,
Где пока эту свежесть ты пьёшь и ешь, –
Ты распят не достаточно в свете благ.

А Платонов достаточно был распят.
«Звёзды сосущая пустота» –
Это свет, который распято свят,
Не цитата, а наших небес места.

Евроремонт

Дом, в котором живу,
изнутри бесконечно долбится,
Помешательства гром называется –
евроремонт,
Это – жуткий наркотик,
уже никакая больница
Не поможет ушедшим
на этот убийственный фронт!..

В их сознанье проникло сверла стенобитное жало,
Героин перемен запуская отравою в кровь,
Героин перемен запуская, чтоб ломка визжала,
Героин перемен поглощая и требуя вновь.

Дом, в котором живу я,
становится тонкой обложкой,
За которой гремит наркотической ломки ку-ку.
Я сочувствую им, засыпая под этой бомбёжкой
В шлеме лётчика, и космонавта,
и слов о полку…

Старое кино

В старых фильмах – наивные люди,
В старых фильмах – наивные власти,
Представленья наивны о блуде,
Представленья наивны о страсти.

Там наивные пушки грохочут,
Там злодеи наивно жестоки.
В старых фильмах – наивности почерк
Оставляет предсмертные строки.

Там расцветы наивных империй
И восстанья наивных колоний,
Там наивных полно суеверий,
Там наивны уран и плутоний.

Там наивны кровавые битвы,
Там наивны коварные игры,
В старых фильмах – наивные бритвы
И наивных наркотиков иглы.

И с улыбкой глядим превосходства
Мы на эту наивную живность, –
Зная страшную силу господства,
Что угробила нашу наивность.

* * *
Это – что?.. Это – что же такое?.. Такое, такое
Книготворение и такое рисункописание,
Когда почерк сирени расцвёл
кислородной строкою
И вписали тебя в благодать, где касатки касание,

Где касание ветра и света заоблачных мест, –
Ты в послание вписан,
ты вписан в мерцание точек
И в мерцание линий, где яблоня яблок не ест,
А впадает плодами своими в послания почерк.

Практика

Теория заговора – не хуже других теорий,
Ничем не хуже теории взрыва
и относительности.
Можно, конечно, ввести на неё мораторий,
Страшной силы запрет
нескончаемой длительности,

Но от этого практика заговора
не прекратится,
А станет сильней светиться,
манить мерцаньем.
Практика заговора – это такая птица,
Которая кормится собственным отрицаньем.

Вопли

Поэтов нет! Поэтов тьма!
Кто их читал?! На благо флагу –
Покрыть стихами все дома
И туалетную бумагу!

Стихов навалом! Нет имён!
Имён навалом, нет раскрутки!
Раскрутка есть, но нет времён!
Вернуть кураж! А как, малютки?..

Покрыть стихами все места,
Где строить дорого дороги,
Где вместо сгнившего моста
Стихи дешевле класть под ноги!

Вернуть поэтам стадион
И тех раскрутчиков прекрасных,
Которых вспомнить – страшный сон!
Вернуть им время «семичастных»!

Вернуть им тиражей успех,
Умно раскрученный запретом
На Ц……., на М………., на П…….., – на всех,
Чьё имя светится при этом!..

Память пыли

Рисунки Юнны МорицСотрётся пыль, но не сотрётся память,
Которой обладает эта пыль.
Способны распахнуться и воспрянуть,
Из пыли грянуть – образ жизни, стиль,
Природы освещенье, помещенье,
Где время всех времён не истекло,
Живое продолжается общенье,
И лица льёт зеркальное стекло.

Там речь слышна, беззвучная как воздух,
Там узнают друг друга по слогам,
Там живы те, кто распылён на звёздах…
Но даже пыль, приставшая к ногам,
Имеет память не слабее диска,
Скачал который всё – до мелочей,
Распахнутых так трепетно, так близко,
Что память пыли – живопись лучей.

Дверь

Если вдруг потеряете память,
Себя потеряете вдруг,
И кто-то найдёт вас на станции
Возле дороги железной,
В милицию сдаст, в психбольницу, –

Везде вы увидите двери,
А также ключи от дверей…
И, в скважине ключ повернув
Сто раз наяву и во сне,
Вы вспомните дверь и ключи,
Которыми дверь открывалась,
Которыми дверь закрывалась…

Рисунки Юнны МорицИ вспомните вы не мозгами,
А телом, конкретно – рукой.
И дверь вас найдёт, как родная,
И дверь вас домой заберёт.

* * *
Ржавая зелень, мрачные тучи,
Мной недовольна родня.
Счастье какое! Все живы, колючи,
Жгучи, могучи, гремучи, дремучи, –
Все они лучше меня!

Дымно горят листопадные кучи –
Рукопись этого дня.
Холод собачий, – а может быть, сучий,
Злючий, колючий, гремучий, дремучий.
Счастье какое – коснуться рукою
Можно тебя и меня!

Роскоши этой не может быть круче
Слава, добычи херня.
Ветер промозглый, мочатся тучи.
Мусора кучи просят огня.
Счастье какое – перьями, кистью
Мокрые сучья, горящие листья
Петь перед Господом этого дня.

Яйцо словца

Роман цепляет. Тот роман и этот.
Цепляет стиль. Цепляет (очень!) метод.
Цепляют ритмы, образы, детали.
Цеплята из яйца повылетали.
Кино цепляет. В нём цепляет стильно
Всё то, что нас цепляет очень сильно, –
Не Пастернак цепляет, он не крепок
По части нас цепляющих зацепок,
Но сериал по «Доктору Живаго»
Цепляет, сценарист – большое благо.

Балет цепляет. И цепляет галерея.
Цепляет пьеса. И цепляются, зверея,
Цеплята, вылетая из яйца
Такого специального словца.
Обозревателей цепляет эта птица
И жрёт живьём, и невозможно отцепиться,
Кошмары Бергмана цепляют – и давно!..
Цеплят, цеплят, вовсю цепляющих полно.

Оборзевателей цепляет стих и проза.
Архитектура их цепляет и Глюкоза.
Шаман цепляет, мухоморная моча
Цепляет крепко, если выпить сгоряча.
Цепляет музыка. Цепляет гроб в компоте.
Цепляют стразы и алмазы крайней плоти.
Снежок цепляет героина из Афгана.
Цепляет образ гениальный уркагана.

Цепляет опера. Цепляют в кольцах яды.
Словцо по стоимости превосходит клады,
Цепляет кассу в каждом тираже.
Всегда цепляют яйца Фаберже.
Цепляют яйца крокодила в гараже.
Яйцо словца, его снесла такая птица,
Что у цеплят её «знакомые всё лица»
(В кавычках – Пушкин, чтоб мне провалиться!).


* * *
Горстка росы,
в которой – цифры и стрелки,
это – часы,
где прозрачное время катается.
Ван Гога подсолнухи
в медные бьют тарелки.
Только люблёвый счёт, –
Остальное всё не считается.

Самым наглядным образом
время течёт с ветвей,
можно промыть глаза
каплями, струями, –
можно тогда увидеть,
что всех первей –
тайны слеза,
покрывшая нас поцелуями.

Горстка росы,
в которой – цифры и стрелки,
это – часы,
где прозрачное время катается.
Не улучшайте свой образ
путём подделки
под чей-то вкус, –
он вами потом питается!..


Ужас величья

Позор, мы утратили рыбную вилку
И вилкой мясной поедаем сазана,
Мы также утратили вилку для дичи
И вилкой мясной поедаем фазана,
Живём некультурно, воспитаны дурно,
Народ распустили, он лезет в бутылку,
В манерах не видно былого величья,
И носим не то, и читаем не это,
Отвыкли от устриц, балов, пармезана,
Конюшен, где прежде пороли прислугу,
Пока не утратили рыбную вилку,
Изысканность прежних манер, этикета,
Пока не утратили как-то и где-то
Войска, охранявшие эту развилку
Истории, эту пропажу предмета,
Незнанье которого – верх неприличья,
Поскольку нельзя победить партизана,
Огромного, как неземная комета,
Когда мы утратили рыбную вилку!..
В манерах отчаянья – ужас величья.
Для пьяных от счастья пора вытрезвилку
Открыть, потому что на мачтах Гомера
Кто выжил, тот знает, что мера позора –
Не, ах, мы утратили рыбную вилку!..


Простой приём

Когда число погубленных во имя
Объятий в зоне европейских благ
Перерастёт размерами своими
Вторую мировую и ГУЛАГ,

Тогда ничтожными покажутся потери
Для поколений страшной новизны.
Они возьмутся, как за ручку двери,
За жертвенную практику страны.

Их память генетически готова
Наращивать погубленных число, –
И нет приёма, более простого
И лёгкого, чем это ремесло.


Рисунки Юнны Мориц* * *
Не люблю молока, моллюсков,
Креветок, икры, баранины,
Манной каши и кислых щей.
Не люблю меховых изделий,
Курток кожаных, подземелий,
Золотых не люблю вещей.

Не люблю летать самолётом,
Быть влиятельным идиотом –
Говорящей быть головой,
Каблуков не люблю высоких,
Пенок, лака на гриве, мрака,
Жирной рыбы и вурдалака,
Зверства мысли передовой.

Не люблю полководцев диких,
Македонского дел великих,
Змей копчёных, котов толчёных,
Предсказаний гнилого пня.
Не люблю в пироге сосисок!..
Если кто-то меня не любит,
Свой пускай составляет список,
И меня не забыв, меня.

Моя сирень

«Живи на то, что скажешь т о л ь к о т ы,
А не на то, что о т е б е сказали», –
Кусты прошелестели мне, кусты
Сирени, звёздочек, сверкающих слезами
Дождя весеннего, чьи блики разлиты
В просторе, где грядущего глаза,

Где светятся хрусталь и бирюза
Небес, листвы сквозистые холсты,
И в том столетье шелестят кусты,
Которые не против и не за:
«Живи на то, что скажешь т о л ь к о т ы,
А не на то, что о т е б е сказа…»

И я живу, не против и не за,
В просторе, где грядущего глаза –
Огромность беспощадной простоты.
А Страх и Ужас, между прочим, братья
Гармонии, чьи сладкие объятья
Имеют с ними общие черты. 

Сказочник 

Сказочник смотрит сквозь лица, дома,
Сквозь корабли, чья утопла корма,
Свет ему шлёт непроглядная тьма, –
Нет ему равных!

Выглядит он, как сошедший с ума,
Летом он пишет «настала зима»,
Тень его голову моет сама, –
Нет ему равных!

Сказочник спит под мостом, под кустом,
В доме пустом и в тумане густом,
Спит он калачиком или пластом, –
Нет ему равных!

Все обожают его, но не так,
Чтобы вступил этот Андерсен в брак.
Разоблачит его каждый дурак, –
Нет ему равных!


О ком?..

«Тираны мира, трепещите!» –
А где фамилии?.. О ком?..
Или «наперсники разврата» –
А где фамилии?.. О ком?..
Ты прав, сотрудник бесподобный,
Фамилий требуя!.. Поэты
Столь голословны, негодяи,
Столь безответственны, прохвосты,
И столь безадресны, мерзавцы,
Что не хотят назвать фамилий
Они «наперсников разврата»
И уточнить, о ком тут речь
И кто имеется в виду…
А ведь могли бы дать портреты
С подробной гущей волосков!

Рисунки Юнны МорицПоэтому так нагло пишут
Они, так жутко хулиганят
(И кто их привлечёт к суду?..),
Поэтому они, мерзавцы,
Прохвосты, гады, негодяи,
Себе так много позволяют,
Валяя штампов ерунду,
И голословно, без фамилий
Гвоздят «наперсников разврата»,
Не предъявляя точных списков
(Кто, где, куда, в каком году?),
Не говоря уж о портретах
С подробной гущей волосков!..


Замечательный товар

Душе страдающей не место в этом веке,
Она для всех без исключенья – лютый враг.
Её архаика займёт в библиотеке
Подвал забвения и обморока мрак.

Смешно оплакивать страдающую душу,
Такую ношу не берут в поход большой,
Где рвут на части завоёванную тушу,
Мозги не мучая страдающей душой.

Душе страдающей известны эти виды
На это будущее, светлое всегда.
И ни малейшей у неё обиды,
И с нею Бог, и ангелов среда.

Когда души страдающей пропажу
Вдруг обнаружат коробейники в глуши,
Они наладят производство и продажу
Изделий, масочек страдающей души.

Смешно оплакивать страдающую душу,
Её утрата – замечательный товар,
Изделье, красками расписанное, тушью,
Кривая рожица, зверёк, воздушный шар…

* * *
Очнуться!.. Владеть пораженьем,
Над бездной своей – не чужою.
Как хлебом владеть, как ножом.
Владеть, как волны напряженьем.
Владеть, не кривляясь душою.
Владеющий – преображён.

Обсудить в группе Telegram

Юнна Мориц

Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц родилась 2 июн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS