Несколько дней назад ушёл из жизни советский и российский оружейник – Олег Иванович Мамалыга – главный конструктор ракетного комплекса «Искандер-М». Все знают: этому уникальному российскому оружию трудно найти что-то равное по силе. А вот о конструкторе комплекса (такова уж судьба оружейников) знают мало. Кто же он?
Олег Мамалыга родился 4 апреля 1933 года в семье офицера в Луге Ленинградской области. Его мама погибла в эвакуации в 1941 м, а отец, Иван Денисович, прошёл всю Великую Отечественную и вернулся к сыну гвардии полковником, командиром артиллерийского полка, кавалером ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени.
Сын героя окончил школу с золотой медалью и был принят без экзаменов в ленинградский Военмех на факультет ракетостроения. Его зачислили в 825 ю группу, где готовили ракетчиков-твёрдотопливников. Надо понимать, что такое Военмех. Из его стен вышло свыше 63 тысяч специалистов, в том числе 35 Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев России, Героев Труда РФ. И пять дважды Героев: Г.А. Ефремов, награждённый в 2020 м ещё и орденом Святого апостола Андрея Первозванного с мечами, выдающиеся конструкторы Д.И. Козлов и В.Ф. Уткин, а также совершивший 3 полёта в космос дважды Герой Советского Союза Г.М. Гречко и побывавший на космической вахте 6 раз Герой Советского Союза и Герой России С.К. Крикалёв.
В 1957 м Олег Мамалыга был распределён в коломенское Специальное конструкторское бюро. Его наставниками и коллегами стали замечательные советские оружейники – Борис Иванович Шавырин, Сергей Петрович Ванин, Владимир Алексеевич Матюнин, Сергей Павлович Непобедимый.
Первым проектом, над которым Мамалыга трудился в Коломне, стал противотанковый управляемый реактивный снаряд «Шмель». Это был не только старт Мамалыги по ракетной тематике в СКБ, но и, как итог, первый отечественный ПТУРС. Комплекс приняли на вооружение в 1960 м, он устанавливался на боевые машины и мог метко поражать цели на дальности до 2 км.
Затем его работа в ракетостроении стала набирать обороты. Мамалыга достигал всё более заметных результатов. Вот, например, ПТРК «Скорпион» с кольцевым крылом. Он остался экспериментальной моделью, но стал своего рода «разминкой» перед созданием ПТРК «Малютка». Этот мощный комплекс – один из самых совершенных на тот момент – до сих пор в арсенале ряда армий мира. Затем была работа с комплексами ПТРК «Штурм», «Хризантема», с комплексами ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла».
На этом фоне особое место занимает разработка КБ межконтинентальной баллистической ракеты «Гном», в которой принял участие Олег Иванович в первой половине 1960 х. Этот проект, включавший трёхступенчатую ракету со стартовым ускорителем и самоходную гусеничную пусковую установку для транспортировки и пуска ракеты весом в 30 тонн, показался слишком новаторским и не был принят на вооружение Хрущёвым. Но сама научно-техническая проработка «Гнома» открыла перед оружейниками новые возможности и перспективы.
В 1975 м завершились работы над подобным комплексом, который получил название «Точка». Это высокоточное оружие способно поразить цель на дистанции от 15 до 120 (!) км и очень быстро покинуть позицию. Впервые для транспортировки и пуска ракеты такой мощности и дальности применялся всего лишь один колёсный тягач.
И это только одно из изделий. Под руководством Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и трёх Государственных премий Сергея Павловича Непобедимого, начальника и генконструктора Конструкторского бюро машиностроения, создавались настоящие шедевры ракетостроения, которые восхищают и поныне. Непобедимого и Мамалыгу связывали многолетние профессиональные и добрые человеческие отношения. Олег Иванович войдёт, вернее, уже вошёл в историю как отец высокоточных тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов. Помимо упомянутого (пусть и несостоявшегося) «Гнома» это, конечно, знаменитая «Ока». Этот оперативно-тактический ракетный комплекс не имел аналогов в мире. Мобильная «Ока» могла пробираться по бездорожью и форсировать водные преграды, готовая в любой момент нанести неожиданный и точный удар на дальности до 400 км. При стрельбе ракеты «Оки» поднимались до 100 км, почти что в ближний космос, а на конечном участке развивали сверхзвуковую скорость, что делало их практически недосягаемыми для поражения.
К сожалению, уникальный ракетный комплекс пал жертвой политических козней – согласно договору 1987 года между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности все ОТРК «Ока» были уничтожены. Хотя формально комплексы не подходили под сокращаемые по договору ракеты, Горбачёв и тут решил показать западным «партнёрам» свою щедрость. А ведь создание, испытания и изготовление комплексов «Ока» обошлись стране в сотни миллионов рублей – ещё тех, которые были по 90 копеек за доллар.
Время шло, рождало новые вызовы и планы. На основе наработок по «Оке» Олег Иванович уже в роли главного конструктора КБМ разработал мирный проект – многоцелевую ракету для геофизических исследований «Сфера». Её создание и попытки продвижения пришлись на 1990 е, и хоть проект удался, серийное производство «Сферы» так и не началось.
Ещё одним детищем, которое тоже могло не увидеть свет из-за скудного финансирования, стал «Искандер» – безусловно, самое известное достижение Мамалыги и его соратников. Олег Иванович как-то рассказал в интервью, насколько мучительно проходили испытания комплекса: средств хватало лишь на несколько пусков в год. И всё же энтузиазм КБМ и смежников, понимание важности разработки со стороны заказчика, Главного ракетно-артиллерийского управления МО, привели к тому, что в 2006 году «Искандер-М» приняли на вооружение.
Интересна история появления странного для русского ракетного комплекса названия. В те самые девяностые, когда финансирование нашего ОПК было почти на нуле, стал расцветать оружейный экспорт. К продаже предлагалось буквально всё и всем. Но и заказы появлялись. Одна из стран Ближнего Востока заказала Коломенскому КБ машиностроения оперативно-тактический ракетный комплекс. Был внесён солидный аванс, а название будущему комплексу дали «Искандер» – в честь Александра Македонского (Искандером Двурогим или Искандером Зу-ль-Карнайном называли царя в стародавние времена). К середине 1990 х ракетный проект был фактически сформирован. Но вмешалось одно из государств, предпринявшее большие усилия, чтобы ближневосточные соседи не получили ракету, противопоставить которой было нечего. Выгодная сделка не состоялась. Но Россия получила превосходный задел на будущее.
При этом следует отметить, что первоначальный вариант «Искандера» не совсем отвечал требованиям к перспективному оперативно-тактическому ракетному комплексу, поскольку нёс всего одну баллистическую ракету с дальностью полёта менее 500 км. Но работы продолжились. В итоге по совокупности характеристик «Искандер» стал оружием нового поколения. Каждый из новых комплексов «Искандер-М» стал нести по две ракеты – либо баллистических, либо крылатых. Их высокая скорость и совершенные средства преодоления ПРО делают «Искандер-М» почти неуязвимым. Эффективная защита от его ракет весьма затратна, а вот возможности модернизации комплекса далеко не исчерпаны.
Нельзя не оценить и такой поступок Мамалыги: когда закончились государственные испытания «Искандера-М», Олег Иванович уступил дорогу молодым. Хочу предложить читателям «ЛГ» прочесть его воспоминания «Дорога к «Искандеру-М», которые увидели свет в 2017 году.
Своё 90 летие весной прошлого года Олег Иванович встречал исполненный планов на будущее. Как участник разработок, относящихся к государственной тайне, он был совсем не публичным человеком. Но в интервью газете «Красная звезда» говорил:
– Я по-прежнему живу делами КБМ и страны и думаю, как сделать новое, лучшее оружие…
Ему всё же оставалось немного. Олег Иванович умер на 92 м году жизни – 25 августа 2024 года. Похоронили выдающегося конструктора и замечательного человека в Коломне, на Старом кладбище.